Электрический теплый пол

Темы работ на сдачу высшей категории. Портфолио воспитателя детского сада (ДОУ): как сделать, положение, примеры, шаблоны, образцы оформления скачать бесплатно

Жизнь не стоит на месте и постоянно предъявляет новые требования к уровню подготовки и трудовой пригодности работающих. Любой специалист периодически должен быть готов к проверке собственных профессиональных навыков. Учителя, воспитатели и другие труженики системы образования - не исключение.

С 1.01.2011 г. порядок, в котором проходила аттестация воспитателей детских садов и школ, изменился.

Что же получилось?

Как известно, существует аттестация обязательная и добровольная. Задача первой - подтвердить соответствие педагога должности, которую он занимает. Вторая имеет место, когда речь идет о повышении квалификационной категории.

По правилам, действующим раньше, если педагог хотел повысить свою зарплату, он по своей инициативе подавал заявление с просьбой присвоения одной из категорий - высшей, первой или второй. Делалось это руководством детского учреждения или органом управления образования.

Позже вторую категорию как таковую отменили. Аттестацией стали заведовать органы образования уровня субъекта РФ. Главное: эта процедура теперь обязательна. Один раз каждые пять лет абсолютно все педагоги при любом стаже работы, независимо от собственного желания, должны ее пройти, чтобы подтвердить свое соответствие должности, которую занимают.

Кому нужна категория

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию (либо высшую) производится по желанию. Те, кто хочет ее получить, имеют право подать соответствующее заявление. Цель его - чтобы их аттестовали. То есть установили соответствие профессионального уровня категорий. Любая из них присваивается сроком на 5 лет, затем требует продления в аналогичном порядке.

Если же квалификация педагога не будет своевременно подтверждена, она автоматически снижается. Что тогда?

Бывшему работнику первой категории предстоит заново подавать заявление на аттестацию (чтобы ее восстановить).

А если он не сделает этого? В таком случае - в числе прочих аттестоваться на подтверждение соответствия.

Тому, кто утратил высшую, предстоит "проходить" все заново. Вначале потребуется аттестация воспитателя на 1 категорию. И не раньше чем по истечении двух лет у него появится право сдать на высшую.

Категории, полученные до указанной даты (1.01.2011 г.) действуют до конца срока присвоения. Но старое положение - после 20 лет вторая категория остается навсегда - теперь отменено. Эти воспитатели также должны будут подтверждать свою профпригодность раз в пять лет.

Какой бывает аттестация

Рассмотрим оба ее вида - обязательную и добровольную.

Первая, как уже упоминалось, обязана состояться один раз в каждые пять лет. Цель ее - подтвердить, что педагог соответствует своей должности. Ее обязаны пройти все работники, у кого нет категорий и нет желания их получать.

Освобождаются от аттестации занимающие должность не более 2 лет, мамы в декретном отпуске и беременные женщины. Срок прохождения для них наступит не раньше, чем через два года после завершения отпуска, предоставленного по уходу за ребенком.

Представление воспитателя на аттестацию производится работодателем. Если педагог занимает сразу несколько должностей в одном учреждении, и не аттестован ни по одной из них, то оно возможно сразу по всем.

Если же он работает по совместительству в разных местах, то каждый работодатель уполномочен направить его на аттестацию.

Как подаются документы?

Представление на педагога оформляется работодателем по установленному образцу. Документ содержит все нужные справки для аттестации воспитателя, подробную всестороннюю оценку профессиональных навыков сотрудника и качество его работы в должности. Кроме того, там имеется информация обо всех пройденных курсах повышения квалификации и результатах прошлых аттестаций.

Педагога за месяц до испытания под роспись знакомят с представлением. Документы подаются работодателем в комиссию по аттестации соответствующего субъекта РФ, где назначается ее дата, время и место проведения. Срок ее прохождения не должен быть больше двух месяцев.

Как она проходит?

Аттестация старшего и других работников ведется в установленном порядке. В процессе ее для подтверждения квалификации испытуемые подвергаются экзаменам в письменном виде или компьютерному тестированию. Цель их - выявить уровень владения профессиональными методами современного обучения, подтвердить ценный опыт работы воспитателя ДОУ и уровень собственной компетентности.

Решение, принятое комиссией, оформляется в виде протокола и вносится в аттестационный лист работника. Последний хранится в личном деле педагога.

Если аттестация пройдена успешно, вердикт комиссии - «соответствует занимаемой должности». В противном случае - «не соответствует».

Если вам не повезло

В последнем случае работодатель имеет юридическое право расторгнуть договор с работником, но не обязан этого делать. Он может предложить тому пойти на курсы повышения квалификации и затем пройти аттестацию повторно.

Вместо увольнения работник может и должен быть переведен с его согласия на другую должность (нижестоящую), если есть вакансия. Также не имеют право лишить работы временно нетрудоспособного, беременную и женщину с детьми до 3 лет или мать-одиночку с ребенком до 14 лет или ребенком-инвалидом.

Добровольная аттестация

Она организуется для присвоения первой (либо высшей) категории по инициативе работника и на основании его заявления. Цель ее - установить соответствие квалификации педагога требованиям заявленной категории.

Подать заявление на первую имеют право работники, не имеющие пока никакой. Или те, у кого срок действия полученной ранее 1 категории подходит к концу. На высшую - получившие первую два или более года назад, а также желающие продлить уже имеющуюся.

Заявление на аттестацию воспитателя подается педагогом самостоятельно в любое время. Чтобы срок предыдущей не истек в период его рассмотрения, рекомендуется подавать его заранее - за 3 месяца.

Как правильно оформить документы

Их полный пакет должен включать заявление на аттестацию по образцу, прошлый аттестационный лист (ксерокопию) - при его наличии, заполненный новый лист, портфолио достижений. Для составления последнего имеются методические рекомендации.

Документы, поданные в комиссию по аттестации местного субъекта РФ, рассматриваются обычно около месяца, затем назначается место и дата проведения. Проходить она должна только в течение определенного срока.

Аттестация воспитателей ДОУ ведется в строгом соответствии с имеющимися правилами и нормативами. Какие же требования предъявляются к каждой из квалификационных категорий?

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию

Педагог обязан владеть современными технологиями образования и уметь эффективно использовать их в практической деятельности. Продемонстрировать накопленный опыт работы воспитателя ДОУ. Доказать собственный личный вклад в улучшение качества путем совершенствования применяемых методик. Показать результаты усвоения программ воспитанниками и динамику достижений.

Аттестация на высшую категорию воспитателя: требования растут

Требуется наличие первой квалификационной категории, успешное применение на практике новых образовательных методик и технологий, демонстрация освоения воспитанниками практикуемых программ. Результаты должны быть стабильными, а показатели динамики успехов - выше среднего уровня субъекта РФ.

Воспитателю предстоит продемонстрировать личный вклад в совершенствование воспитательных и образовательных методик, улучшение качества образования. А также - владение новыми технологиями и распространение личного профессионального опыта.

Порядок прохождения

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию, как и на высшую, ведется определенным образом. Его профессиональные достижения, оформленные в виде портфолио, предъявляются на экспертизу.

Проверка квалификации проходит на заседании аттестационной комиссии, которое ведется как при педагоге, так и без его участия. Запись о намерении присутствовать на обсуждении должна быть включена в заявление на аттестацию заранее. Если же он после этого по каким-либо причинам не является на заседание, комиссия имеет право рассматривать его документы заочно.

Принятое решение заносится в протокол, а также в аттестационный лист работника. После этого оно утверждается вышестоящим органом - на уровне субъекта РФ. Итоги (выписка из акта данного органа и аттестационный лист) передаются работодателю.

А что потом?

Если аттестация воспитателя детского сада на первую категорию (или на высшую) прошла успешно, и вынесено постановление о соответствии нужным требованиям, датой присвоения соответствующей категории считается день принятия решения комиссией. С этого же момента и педагога будет производиться по новой ставке.

Запись о том, что присвоена определенная категория, в обязательном порядке производится в трудовой книжке.

В случае "провала" аттестации выносится решение "требованиям не соответствует". Тогда претендовавшие на первую категорию остаются без таковой и обязаны аттестоваться на соответствие должности, которую занимают.

У «не сдавших» на высшую остается первая категория до окончания действующего срока. Затем педагог имеет право вновь попытаться "заработать" высшую категорию, либо ему придется подтверждать первую.

Обжалование итогов аттестации

Право на такое обжалование закреплено документально. Делается это путем подачи заявления в комиссию по трудовым спорам или даже в суд, причем в последнем случае важно сделать это в течение трех месяцев с момента аттестации.

Но на практике подобные ситуации случаются крайне редко. Как правило, педагоги подают документы на аттестацию, будучи основательно подготовленными - досконально изучив все нужные требования, подготовив грамотное и достойное портфолио и будучи полностью уверенными в собственных силах.

Одним из наиболее эффективных методов улучшения качества воспитания является проведение аттестационной процедуры для воспитателей детского сада. Каков порядок аттестации в 2019 году?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Жизнь в современном мире постоянно меняется. Вместе с развитием общества меняются требования к уровню подготовки и профессионализму различных специалистов.

Работники сферы образования при этом не являются исключением. К аттестации должен быть готов любой педагог.

Особенно целесообразна проверка профпригодности воспитателей детских садов, поскольку именно они причастны к становлению личности маленьких граждан. Какие особенности отличают процедуру аттестации воспитателей ДОУ в 2019 году?

Основные моменты

После получения образования педагог не должен останавливаться на достигнутом. Он может и должен повышать свой профессиональный уровень.

Определяется таковой квалификацией. Педагогические работники различаются по степеням и видам профессиональной обученности.

В соответствии с этим они по-разному вознаграждаются за свою деятельность. Степень квалификации любого педагога определяется присваиваемой категорией.

До недавнего времени воспитатели детских садов могли осуществлять свою деятельность при наличии первой, второй, высшей категории или вовсе без какой-бы то ни было.

Новая редакция законодательства несколько изменила существующий порядок. Теперь уровень заработной платы у специалистов разных категорий различается.

Кроме того, если раньше аттестация воспитателей проводилось по их личному желанию, то теперь эта процедура стала обязательной.

Любой педагогический работник обязан периодически аттестоваться, независимо от своего желания и стажа работы.

Понятия

Аттестацией называется проверка знаний работника и его соответствия занимаемой должности. В зависимости от результатов аттестационной процедуры специалисту присваивается определенная категория.

В случае, когда воспитатель желает повысить уровень своей зарплаты, он самостоятельно инициирует аттестацию.

Для этого он подает надлежащее . Обязательная аттестация проводится независимо от желания работника.

Заявления при этом подаются работодателем. Каждый воспитатель один раз в пять лет должен подтвердить свое соответствие занимаемой должности.

Какова цель процедуры

Непосредственной целью обязательной аттестации воспитателей является повышение уровня профессиональной компетенции работников.

Государству аттестационная процедура помогает обеспечить общества высококлассными специалистами и профессионалами своего дела.

От того насколько качественным будет воспитание молодого поколения, зависит его соответствие в будущем требованиям нового времени. Целью добровольной аттестации считается подтверждение профессиональной подготовки.

Воспитатель, работающий без квалификации или желающий получить более высокую оценку своего труда, вправе пройти аттестацию по своему желанию.

Для педагога аттестация это возможность повышения самооценки, профессионального роста и постановки перспективных целей.

Законодательная база

В процессе аттестации на присвоение квалификационной категории проверяется соответствие работника уровню, на который оный претендует.

При этом проверяется профессиональная компетентность, показатели деятельности, умения, знания и итоги работы.

Проводит аттестацию воспитателя аттестационная комиссия, сформированная образовательной организацией. Оценка осуществляется по нескольким критериям.

Так в процессе аттестации соискатель категории проходит экзамен в письменном виде либо посредством компьютерного тестирования.

Это помогает оценить уровень владения современными методами профессионального обучения, а также подтвердить степень компетентности и опыт работы.

Кроме того, аттестующийся воспитатель ДОУ представляет на рассмотрение комиссии свое портфолио, в котором собраны все наиболее выдающиеся результаты деятельности.

Результаты прохождения экзамена и рассмотрение портфолио помогают определить соответствие воспитателя определенной квалификационной категории.

Заседание аттестационной комиссии может проходить как при участии педагога, так и за «закрытыми дверьми».

Принятое решение оформляется в виде протокола, а затем вносится в аттестационный лист воспитателя ДОУ. После утверждения документа вышестоящим субъектом РФ итого передаются работодателю.

Документальное оформление

Подача заявки на представление воспитателя к аттестации должна оформляться по учрежденному образцу.

В пакете документов должны наличествовать все необходимые справки для аттестации работника, подробная оценка его профессиональных навыков и качества трудовой деятельности, описание педагогической деятельности воспитателя для аттестации.

Также должна указываться информация обо всех результатах предыдущих аттестаций и пройденных курсах по повышению квалификации.

За один месяц до заседания аттестационной комиссии аттестуемый должен быть под роспись ознакомлен с представлением. Работодатель подает собранную документацию на адрес соответствующего субъекта РФ.

При этом , заполненная надлежащим образом, должна содержать все необходимые данные.

Затем назначается дата, место и время проведения аттестационной проверки. При этом срок прохождения ее не должен превышать двух месяцев.

Полный пакет документов на аттестацию воспитателя ДОУ включает в себя:

  • заявление по образцу;
  • прошлые аттестационные листы;
  • новый заполненный лист;
  • портфолио достижений.

Портфолио

Портфолио воспитателя это наиболее эффективный на сегодняшний день инструмент, отображающий качество работы педагога.

Различают следующие его виды:

Именно аттестационное портфолио помогает экспертам комиссии составить мнение о профессиональном соответствии воспитателя определенной категории.

Допускается создавать электронное портфолио, что весьма удобно, поскольку помогает более наглядно обосновать применяемые методики и включить в него видеоматериалы.

  • достижения воспитателя;
  • достижения воспитанников;
  • оценки экспертов;
  • рекомендации;
  • отзывы.

По своему желанию педагог волен включить в портфолио любые разделы, которые, по его мнению, помогут составить более полный образ его деятельности.

Таковыми могут стать содержательное , автобиографический рассказ или профессиональный девиз.

Так портфолио воспитателя детского сада для аттестации на 1 категорию может заключать в себе краткий обзор становления применяемой им методики воспитания.

Характеристика

В портфолио включаются в обязательном порядке разделы, позволяющие составить характеристику воспитателя.

В первую очередь указываются необходимые сведения:

  1. Фамилия, имя, отчество, дата рождения, фотография.
  2. Где и когда получена профессия, при этом прилагаются заверенные копии документов.

Далее следует указать стаж работы. При этом нужно подробно расписать, сколько лет всего ведется педагогическая деятельность, сколько лет отдано ныне занимаемой должности, где и на каких должностях приходилось трудиться ранее, какие успехи были достигнуты.

Например, характеристика на воспитателя школы интерната может содержать в себе сведения о достижениях выпущенных воспитанников.

Также нужно не забыть об указании имеющейся квалификации, поскольку портфолио аттестационное. Нужно приложить копию ранее полученного аттестационного листа.

Если были пройдены какие-либо повышающие квалификацию курсы, то следует приложить копии свидетельств об их прохождении.

Самоанализ профессиональной деятельности

Важной частью портфолио воспитателя для аттестации является самоанализ его профессиональной деятельности.

По сути, это краткое, но содержательное изложение всего процесса его трудовой деятельности, преследуемых целей, методов работы и итогов.

Так данная часть портфолио может состоять из следующих пунктов:

  • цель личной деятельности;
  • поставленные задачи для достижения цели;
  • применяемые методики и их следствия;
  • духовно-нравственная позиция;
  • совершенствование профессионального развития;
  • обмен опытом.

В принципе, при составлении самоанализа воспитатель ничем не ограничен. Здесь следует изложить, какой выглядит деятельность с собственной точки зрения.

Составляя лист самооценки, можно отметить все лучшие черты, результаты и достижения.

Творческий отчет

Творческий отчет воспитателя включает в себя сведения о достижениях воспитанников. В этот раздел помещаются дипломы, грамоты, сертификаты, подтверждающие профессионализм работника-педагога.

Если воспитатель участвовал в инновационной или методической деятельности, обязательно следует указать в какой именно.

Поскольку основная цель воспитателя это обучение детей, то в творческом отчете можно рассказать о достигнутых результатах.

Например, чему научились дети за время нахождения под воспитанием, можно привести сравнительные характеристики двух исследований (в начале отчетного периода и по его завершении).

Если воспитанники участвовали в каких-либо соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях, нужно подтвердить это приложением сертификатов, дипломов или поощрительных грамот.

Можно приложить творческие работы детей, выполненные под руководством воспитателя. Один раздел творческого отчета стоит посвятить результатам взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

К примеру, работе с родителями, коллегами, администрацией. Можно приложить родительские отзывы, рекомендации более опытных коллег и пожелания администрации.

Аналитическая справка

Подытоживает портфолио воспитателя аналитическая справка. Это форма представления всех результатов воспитательской деятельности с момента последней аттестации.

Посредством педагог анализирует свою деятельность в целом и оценивает эффективность своего труда.

То есть воспитатель должен дать оценку поставленных целей и задач за период между аттестациями. Аналитическая справка включает в себя следующие разделы:

Введение Кратко анализирует образовательную ситуацию, обозначаются главные проблемы, указывается объект и предмет исследования. Ставятся цели и задачи, касающиеся развития ребенка
Аналитическая часть Проводится обзор воспитательской деятельности, и описываются итоги с указанием конкретных показателей. Сравниваются поставленные задачи и достигнутые результаты
Проектная часть Указываются проблемы, с которыми пришлось столкнуться воспитателю при реализации поставленных целей. Также указываются основные направления и этапы деятельности
Заключение Оценивается результат собственной аналитической деятельности, обозначаются главные направления самосовершенствования и саморазвития в профессиональной деятельности
Список литературы
Приложение

Темы для аттестации

Каждый воспитатель должен иметь направление образовательной деятельности, которому он уделяет особое внимание.

Это тема самообразования или методическая тема. В процессе аттестации данная тема указывается в обязательном порядке. Нужно подробно раскрыть содержание заявленной темы и провести ее анализ.

Методическая деятельность воспитателя должна соответствовать задачам, поставленным перед дошкольным образованием и соответствовать требованиям, установленным законодательством.

Важно четко сформулировать «свою» тему, например:

  1. «Формирование личности воспитанника в процессе игровой деятельности».
  2. «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр».
  3. «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством развития познавательных способностей».

Методическая тема для аттестации представляется в портфолио отдельной папкой со следующей структурой:

Проведение компьютерного тестирования

Компьютерное тестирование педагогов для проведения аттестационной оценки введено сравнительно недавно. Первый такой эксперимент был проведен в апреле 2019 года в республике Татарстан.

Среди особенностей такого экзамена отмечены следующие моменты:

При первом тестировании далеко не все кандидаты смогли пройти экзамен. И не только по причине недостатка профессионализма.

Некоторые педагоги не уложились в отведенное время, другие неправильно оформили свои ответы или не закрепили их в системе, кто-то забыл прикрепить личные документы.

Как бы то ни было, в будущем планируется перейти на компьютерное тестирование полностью.

Если на высшую категорию

При аттестации на высшую категорию требования к воспитателю увеличиваются. Прежде всего, требуется наличие первой категории квалификации.

Подавать заявку на присвоение высшей квалификации можно только спустя два года. Обязательно от претендента требуется:

  • практическое применение образовательных технологий и методик;
  • демонстрация полученных результатов на примере воспитанников.

При этом результаты деятельности должны быть более чем стабильными. Динамика успеха воспитателя должна быть выше среднего уровня в этой области.

Видео: аттестация персонала и стимулирование карьеры

Воспитатель обязан продемонстрировать свой личный вклад в усовершенствование образовательных методов и улучшение качественности программы образования.

Также значимым является владение инновационными технологиями и распространение профессионального опыта.

Экспертный вывод

На основании всех предоставленных материалов производится экспертная оценка деятельности воспитателя детского сада.

При этом учитываются профессиональные установки, личное отношение к профессии воспитателя, уровень профессиональных навыков и итоги деятельности.

Свои выводы аттестационная комиссия обобщает в виде . Далее в течение семи дней проводится обработка всех материалов, изучаются суждения экспертов, готовится справка.

В процессе коллегиального решения аттестационная комиссия решает, насколько соответствует претендент получению заявленной категории.

В случае положительного решения выдается . Отрицательное решение сопровождается обоснованием причин отказа и приложением рекомендаций для повторной аттестации.

Последние изменения 2019 года

Ключевым изменение в законе об аттестации является введение двухуровневой системы. Сначала воспитатели (педагоги) должны подтвердить собственное соответствие занимаемой должности.

На следующем этапе можно претендовать на получение определенной квалификации. При этом законодательными поправками упразднена втора категория.

На текущий момент существуют только два типа квалификации – первой категории и высшей.

Претендовать на первую категорию вправе работники с отсутствием квалификации либо с истекающим квалификационным сроком.

Лубяницкая Людмила
Опись документов, необходимых при защите на первую квалификационную категорию воспитателя детского сада

Опись документов , предоставленных на бумажных и на дисковом носителях информации (портфолио) воспитателя МБДОУ ЦРР – д/с № 3 «Ромашка»

Лубяницкой Людмилы Викторовны

№ Название документа Форма подачи

1. Заявление Бумажный носитель информации

2. Письменное согласие на обработку персональных данных Бумажный носитель информации

3. Копия диплома об образовании Бумажный носитель информации

4. Копия аттестационного листа Бумажный носитель информации

5. Копия трудовой книжки Бумажный носитель информации

6. Копия Устава ДОУ (1-2 листы) Бумажный носитель информации

7. Аналитические справки (справки-анализы) Дисковой носитель информации

8. Копии свидетельств и сертификатов о повышении квалификации Дисковой носитель информации

9. Копии грамот и дипломов, обучающихся и аттестующегося педагогического работника Дисковой носитель информации

10. Экспертное заключение Дисковой носитель информации

11. Лист оценивания по занимаемой должности Дисковой носитель информации

12. Портфолио

Пояснительная записка

Общие сведения

Оценка результатов повышения квалификации

Выполнение педагогом государственного стандарта по дошкольному образованию

Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста

Эффективность работы по охране жизни и здоровья воспитанников

Схема «Работа педагога по охране жизни и здоровья воспитанников »

Справка о состоянии простудных заболеваемости в группе

Взаимодействие педагога с родителями воспитанников

Схема «Работа педагога с родителями»

План работы с родителями на текущий год

Копии консультаций, тезисов выступлений перед родителями

Пропаганда передового семейного опыта

План совместных мероприятий

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей

Результаты анализа текущей документации (в соответствии с функциональными обязанностями)

Аналитическая справка

Результаты участия в организационно-методической работе ДОУ

Справка о результатах участия в организационно-методической работе

Тезисы выступлений на педагогических советах

Использование методов, средств и форм воспитания и обучения детей

Конспекты «отрытых» занятий разработанные и проведенные

Аналитический материал по просмотренным занятиям

Дополнительные показатели

Материалы, подтверждающие деятельность воспитателя по руководству кружковой работы

Исследовательская деятельность по теме : «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда»

Награды, звания, грамоты и т. п. (копии документов )

Копии документов , подтверждающих участие воспитателя в различных конкурсах

Участие педагога в сетевых сообществах Дисковой носитель информации

Публикации по теме:

Тема: Работа по самообразованию воспитателя детского сада Тема: Работа по самообразованию воспитателя детского сада Полтора года назад я пришла работать в наш замечательный детский сад. Еще тогда.

Современная система образования в России реформируется, а потому потребность в саморазвитии, самосовершенствовании педагогов и их профессиональной компетенции стабильно растет. Интерес педагогов к новым знаниям, инновационной и исследовательской деятельности повышается, в практику внедряются лучшие педагогические достижения.

Подтверждением профессионализма становятся аттестационные работы с любопытными педагогическими находками и авторскими методическими разработками.

Однако аттестация воспитателя детского сада на первую категорию зачастую вызывает сложности не в написании, а в правильном ее оформлении, анализе теоретических материалов, передаче педагогического опыта, поскольку не могут логично строить мысли, аргументировать, излагать собственную мысль.

О всех предъявляемых требованиях к аттестации воспитателей читайте в нашем

К оформлению документов в ходе аттестации воспитателя детского сада на первую категорию выдвигаются достаточно высокие требования.

При этом важно отметить живое общение старшего воспитателя с аттестуемым педагогом. В ходе беседы важно донести, какие ошибки были сделаны, какие аспекты выполнены правильно. Беседа призвана не только мотивировать педагога на самосовершенствование, но также на повышение качества педагогической деятельности. Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию выступает законченным, зафиксированным результатом оценки деятельности педагога. Перед плановой проверкой компетентности педагогов администрации детского сада важно сконцентрироваться на . Желательно уделить внимание трудностям, которые поджидают педагогов в ежедневной практике, оценить возможности и потребности специалистов.

Аттестационная работа воспитателя имеет четкую структуру:

  1. титульный лист;
  2. содержание (оглавление);
  3. введение;
  4. основной текст;
  5. заключение;
  6. список литературы;
  7. приложения.

Что представляет собой аттестационная работа? Это научно-практическое исследование педагога, в котором он занимается выбранной проблемой, доказывая свои знания в сфере образования. Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию требует обоснования актуальности темы, анализа степени ее изученности, наличия собственных обобщений и выводов, авторских методик, разработок, наличия последовательного и четкого изложения мысли, убедительности.

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию: ключевые моменты работы

Крайне важно правильно выбрать тему, а после заняться выбором и изучением литературы, которая освещает ее - этим воспитатель занимается самостоятельно. Старший воспитатель может помочь аттестуемому выделить ключевые направления проекта, указать на важные источники теоретических знаний, дать рекомендации по оформлению. Подбирая литературу, следует особое внимание уделить картотекам библиотек и каталогам, в случае необходимости используют интернет-ресурсы.

Не стоит забывать о периодической печати, средствах массовой информации, в которых содержится ключевая информация, расширяющая кругозор, эрудицию, способствующая развитию творческого потенциала. Актуально использовать социологические, психологические, педагогические, исторические, медицинские и культурологические источники. на первую категорию предполагает, что стоит использовать не только отечественные, но и зарубежные источники.

Подготовку начинают с составления библиографической картотеки, в которую вносят пометки об изданиях, что поможет в подборе литературе и правильной ее обработке. В написании работы желательно использовать 15-20 источников. В ходе обработки литературы лучше делать пометки о сведениях, вычитанных из источников. Краткий конспект изученной литературы поможет быстрее и качественнее обработать материал. Выделенные сведения следует классифицировать по параграфам и главам, поскольку аттестация воспитателя детского сада на первую категорию предусматривает анализ фактического материала, который стимулирует творческую активность педагога, стимулирует появление у него собственных взглядов. Суждения, которые складываются в результате, становятся основой для аттестационной работы.

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию предполагает обоснованное и четкое сочетание теоретических положений и практики. Стоит приводить примеры из литературы, поскольку отсутствие ссылок на источники в работе расценивается как недостаток труда. В аттестационной разработке должны быть творческие аспекты, которые станут доказательством стремления автора к повышению квалификации, выражению своих профессиональных и интеллектуальных возможностей. Важным критерием является самостоятельное написание аттестационной работы.

О том, что в работе нет творческого подхода, свидетельствует:

  • отсутствие ссылок на нормативный материал и теоретические источники;
  • использование высказываний других авторов, чужих мнений и выводов без необходимой критики и аналитики;
  • отсутствие собственных интерпретаций и мыслей.

Аттестационная работа выполняется письменно, а потому во внимание принимаются особенности изложения материала и его анализ. Для письменной научной речи характерен формально-логический способ изложения материала, а потому в документе должны быть логически построенные рассуждения, которые доказывают истины, выявленные в ходе изучения проблемы. Нельзя забывать о целостности, смысловой завершенности и связности текста. Логические связи в тексте выражаются посредством специальных функционально-синтаксических средств, которые демонстрируют:

  • последовательность изложения мысли (сперва, прежде всего, вначале, во-первых, значит и другие);
  • противоречия (между тем, однако, тем не менее);
  • причинно-следственные связи (поэтому, вследствие этого, следовательно, к тому же);
  • последовательность изложения (рассмотрим, обратимся к, перейдем к, прежде чем перейти к…)
  • выводы (таким образом, итак, значит, следует сказать, подведя итог).

В работе используется специфическая фразеология. Одна должна продемонстрировать логические связи, но также использовать специализированную терминологию. Научный материал излагается в логической последовательности, чтобы предложения и части синтаксического целого были взаимосвязаны. В тексте должно быть преобладание сложных союзных предложений, в которых необходимо использовать составные подчинительные союзы (например, благодаря тому что, между тем как, ввиду того что, вследствие того что, вместо того чтобы) и производные предлоги (в соответствии с, в течение, в результате).

Объективность изложения подтверждается ссылками на автора высказывания или мысли, указанием источника. Достаточно использовать вводные слова (например, по данным, по мнению, по сведениям, по сообщению), чтобы реализовать указание на авторство или источник.

Далее в статье:

  • Как оформить текст документа на аттестацию
  • Требования к структуре текста документа
  • Оформление приложений к основному документу

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию: оформление текста

Культуру научной речи определяет ясность, краткость, точность изложения. Практическую и научную ценность документа обеспечивает смысловая точность текста. Размер должен составлять 25-30 страниц компьютерного текста без учета приложений.

Текст подается в последовательном порядке. Заголовки структурных частей текста печатают прописными буквами, а заголовки параграфов – с прописной буквы, выделяя жирным шрифтом. Для глав и параграфов следует подбирать краткие заголовки. Не допускаются сокращения слов кроме общепринятых аббревиатур. Текст должен быть разбит на абзацы, каждый из которых открывается красной строкой.

На титульном листе указывают наименование учреждения; тема разработки; фамилию и инициалы автора, наименование должности; название города и год написания проекта.

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию: структура текста

Введение (1–3 страницы) начинается с обоснования научно-теоретической актуальности выбранной темы, ее новизны и оценки современного состояния решаемой проблемы. Освещение актуальности должно быть немногословным, достаточно показать суть проблемы. Далее называются объект и предмет, цели и задачи исследования. Аттестация на высшую категорию воспитателя детского сада: тема и содержание описывают задачи, допуская, что в тексте можно использовать глаголы изучить, проанализировать, описать, определить, выявить, исследовать и т. д. Указание на личный интерес к рассматриваемой теме и методы исследования, которые послужили инструментом в поиске фактического материала, придаст значимость поисковой деятельности.

Основной текст должен содержать 2 части (теоретическую и практическую), в которых анализируются теоретические источники по изучаемой теме, исследуется практика разработки проблемы, сообщаются результаты исследований и приводятся конкретные методы, приемы и способы решения проблемы. Каждая из частей имеет свое название и состоит из 2–4 параграфов, содержащих законченную информацию.

Текст теоретической части должен соответствовать теме проекта и полностью раскрывать ее. В практической – целесообразно представить личный педагогический опыт ДОУ по теме аттестационной работы, его анализ; обосновать полученные результаты и сделать выводы.

Краткий вывод следует сделать по завершении раскрытия содержания каждой части.

В заключении (2–3 страницы) приводятся краткие выводы, итог выполненной задачи, оценка полноты решения поставленных задач; отмечаются практическая направленность и ценность работы, область ее применения. После готовиться презентация воспитателя детского сада для аттестации.

Список литературы должен содержать сведения обо всех литературных и нормативных источниках, отражающих степень изученности данной проблемы автором.

Библиография списком размещается в алфавитном порядке или систематическим способом. В первом случае книги располагаются по фамилии авторов согласно алфавиту, а во втором – материал группируют в разделы, которые размещают последовательно (нормативные документы, научная литература, учебники, методические материалы, программы, справочная литература, архивы, периодика). Оформляя библиографию, следует указывать автора (авторов), заглавие, место и год издания, издательство, количество страниц.

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию: оформление приложений

Приложения к документу подаются на последних ее страницах, размещаясь в порядке появления ссылок на них. Цифровой материал лучше формировать в таблицы, которые размещают непосредственно под текстом, в котором они упоминаются или на следующем листе. Ссылки на таблицы оформляются в круглые скобки. Для нумерации таблиц используют арабские цифры со сквозной нумерацией. Если таблица заимствована из источников, на это делается дополнительная ссылка. Если она составлена на базе собственных исследований, в примечании делается соответствующая приписка. Схемы и графики также нумеруются арабскими цифрами, которые размещают под ней.

В документе используется сквозная нумерация страниц по тексту, включая список литературы и оглавление. Правила нумерации строго регламентированы, потому нумерация располагается в середине верхнего поля. Структурные блоки документа должны начинаться с нового листа, а титульный лист включен в общую нумерацию, но номер страницы на нем не ставится, как и на приложениях.

Важно правильно оформлять сноски и ссылки. Использование цитат высоко ценится в аттестационных работах, а потому дословную передачу речи или выдержку из текста выделяют кавычками и помечают сноской на источник. В тексте следует также указать либо название источника, либо автора (например, по мнению Л.М. Маневцовой, как подчеркивает Л.В. Поздняк).

Сноска в виде цифр приводится после цитаты в скобках. Первая цифра обозначает название автора и книги, статьи и т. д. и соответствует номеру в списке использованной литературы, вторая цифра – номер страницы, на которой размещена цитата в данной книге, статье и т. д. Между цифрами ставится точка с запятой. В использовании цитат необходимо соблюдать меру. Нагромождение цитат свидетельствует о неспособности автора излагать мысли своими словами.

Выполненная и оформленная аттестационная работа в установленные сроки сдается старшему воспитателю (или руководителю). Он знакомится с ней, определяет ее научный уровень, пишет отзыв, в котором раскрывает положительные и отрицательные стороны исследования, дает рекомендации. Далее документ передается в экспертный совет, где на нее составляется рецензия. По завершении успешной аттестации работник получает удовлетворение, испытывает ощущение новизны и приобретения чего-либо полезного. Ведь аттестация – это мощный мотивационный фактор, так как стимулирует качественное выполнение, а также, по закону возвышения потребностей, подводит работника к более продуктивной деятельности, способствует проявлению его творческих способностей.

При написании аттестационной работы у педагога развиваются следующие качества:

  • профессиональные:
  • профессиональные педагогические знания;
  • риторические умения и навыки;
  • способность к накоплению и обновлению педагогического опыта;
  • способность к творческому применению профессионального опыта;
  • деловые:
  • организованность и собранность в практической деятельности;
  • ответственность и исполнительность;
  • инициатива и предприимчивость;
  • самостоятельность решений и действий;
  • морально-психологические:
  • способность к самооценке;
  • этика поведения, коммуникативная культура;
  • дисциплинированность;
  • оптимизм;
  • интегральные:
  • авторитетность;
  • интенсивность труда (работоспособность);
  • культура работы с документацией;
  • потребность в новых достижениях.

Таким образом, аттестация способствует:

  • росту педагогического мастерства;
  • повышению уровня воспитательно-образовательной деятельности педагогов;
  • активному внедрению в практику новых направлений и технологий;
  • развитию творческой инициативы;
  • активизации деятельности по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта;
  • пополнению методических кабинетов дошкольных образовательных учреждений материалами из опыта работы аттестуемых.

Написание педагогической разработки, презентация воспитателя детского сада для аттестации помогает объективно оценить вклад аттестуемого в ДОУ, соответствие конкретного человека занимаемой должности; способствует активизации творческого потенциала педагогического работника.

Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Сергей Хмельков, зам. зав. правовым отделом, главный правовой инспектор труда Центрального совета Общероссийского профсоюза образования

В Правительстве и экспертных сообществах обсуждается дополнение национального проекта «Образование». В него включены 9 крупных федеральных проектов, и в том числе заложены основы нового подхода к проверке профессионализма педагогов. В частности, Общероссийский народный фронт предлагает отказаться от действующей системы аттестации, а взамен ввести единый профессиональный экзамен. И хотя цели проверки уровня подготовки педагогов не изменятся, новый экзамен позволит воспитателям и учителям выстроить планы своего профессионального развития, считают независимые эксперты.

В ОНФ подчеркивают, что экзамен должен соответствовать требованиям профстандарта педагога и федеральным образовательным стандартам общего образования.

Неизвестно, согласятся ли чиновники на такое предложение, но сейчас в РФ проходит другой эксперимент — апробируется новая модель аттестации учителей в рамках того же нацпроекта «Образование». Ее главное отличие — педагоги должны пройти независимую оценку квалификации на основе использования единых федеральных оценочных материалов. Никакого портфолио, грамот и прочих материалов, доказывающих, что специалист хорошо учит детей, не понадобится. Планируется, что по новой модели аттестацию начнут проводить с 2020 года. При этом разделение на обязательную и добровольную сохранится, также не изменится периодичность проверок.

В какие сроки сейчас проводится аттестация

Аттестация на соответствие занимаемой должности в ДОУ воспитателя (2019) проводится, в зависимости от ее вида, в следующие сроки:

  1. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Она является обязательной и проходит в сроки, определенные законодательством РФ. Ее проведение должно быть не реже чем раз в 5 лет. Такой вид является проверкой на профессиональное соответствие занимаемой должности.
  2. Аттестация педагогических работников для установления квалификационной категории является добровольной и проводится по желанию работника. Данный вид является проверкой профессионального соответствия на повышение категории.

При сроке действия категории 5 лет можно проходить повторную проверку по истечении 2 лет с момента получения предыдущей категории. Если заявитель получает отказ в повторной проверке, он может подать заявку еще раз по истечении 1 года после полученного отказа.

Согласно положению о плановой аттестации педагогов, срок на подтверждение соответствия занимаемой должности составляет 5 лет. Следовательно, в 2019 году на нее будет направлен педагогический состав, аттестовавшийся в 2014 году.

Для прохождения проверки на соответствие занимаемой должности сотрудника направляет руководитель образовательного учреждения.

В случае несвоевременного подтверждения категории она аннулируется.

  • сотрудник, имеющий первую категорию, должен подать заявление на аттестацию для получения первой категории и пройти в общем порядке процедуру;
  • если у педагогического работника была высшая категория, то она будет понижена до первой, при этом ждать два года для подачи заявления на высшую категорию не надо (имеется в виду, если человек уже два года занимает эту должность).

При этом квалификационные категории, присвоенные до 01.01.2011, остаются действительными на тот срок, на который были присвоены. Однако правило, в соответствии с которым педагогу, отработавшему по профессии 20 лет, «пожизненно» присваивалась вторая категория, отменяется. Эти педагоги также должны аттестовываться каждые пять лет.

Список необходимых документов

Перечень обязательных документов для прохождения аттестации:

  1. Заявление на аттестацию воспитателя на высшую категорию (2019 год).
  2. Копия результата прохождения предыдущей аттестации при наличии.
  3. Копии дипломов по профильному образованию (среднее и высшее педагогическое образование).
  4. В случае смены фамилии прикладывается копия документа.
  5. Сопроводительное письмо или характеристика с места работы, которая может служить подтверждением профессиональной компетенции воспитателя.

Заявление на аттестацию воспитателя

Заявление на высшую категорию воспитателя ДОУ (2019 год по ФГОС) должно быть выполнено на специальном бланке в свободной форме. Информация об адресате заполняется в правом верхнем углу. Далее необходимо внести основные сведения о заявителе. К этим сведениям относятся Ф.И.О. сотрудника ДОУ, его адрес и номер телефона, полное наименование образовательного учреждения, в котором работает заявитель. Далее в заявлении поэтапно указываются следующие сведения:

  • просьба об аттестации на выбранную категорию;
  • информация о категории в данный момент и сроке ее действия;
  • указываются основания для присвоения категории. В этом пункте важно ориентироваться на требования к выбранной квалификации;
  • список образовательных мероприятий, в которых участвовал сотрудник ДОУ;
  • сведения о заявителе. Данные об образовании, общий педагогический стаж, стаж работы на последнем месте. Если воспитатель имеет грамоты, документы о прохождении курсов повышения квалификации, необходимо отразить данные сведения в тексте заявления.

В конце документа ставится дата и подпись заявителя.

Образец заявления

При заполнении заявления особо выделяют достижения воспитателя. Если вы участвовали в методических разработках, создании интерактивных уроков или применяли другие инновации, вам необходимо упомянуть об этом в тексте заявления. Также к заявлению можно приложить прикладные материалы, демонстрирующие разработки и т. д.

В некоторых регионах проводятся многоступенчатые процедуры аттестации. К примеру, Министерство образования Республики Татарстан включило в проверку воспитателей дополнительное тестирование: в перечень вариативных форм, связанных с экспертизой профессиональной компетентности аттестуемого работника, входит компьютерная проверка. По итогам тестирования работнику выдается на руки справка с указанием набранного количества баллов. Для успешного прохождения тестирования претенденту на высшую квалификационную категорию необходимо набрать 90 баллов.

Публикуем примеры тестов Министерства образования РТ на аттестацию воспитателей.

Тестовые задания для воспитателей

Тесты по дошкольной педагогике

Аналитическая справка для аттестации на высшую категорию воспитателя является документом, показывающим уровень квалификации педагога на основании выводов о его профессиональной деятельности. В ней указывают все профессиональные достижения за межаттестационный период.

Аналитический отчет воспитателя по ФГОС для аттестации 2019 состоит из:

  • аннотации;
  • аналитической части;
  • проектной части;
  • заключения;
  • приложения.

Аналитический отчет воспитателя на первую категорию (образец по ФГОС) содержит следующие анкетные данные:

  1. Фамилия, имя, отчество заявителя.
  2. Информация об образовании.
  3. Общий стаж работы.
  4. Стаж работы на аттестуемой должности.
  5. Стаж работы в образовательном учреждении, которое направило на аттестацию.
  6. Уровень квалификации для работы на данной должности.

Следующим обязательным этапом при заполнении документа является указание обязательных сведений:

  1. Цели и задачи, реализация которых осуществляется заявителем.
  2. Достигнутые цели.
  3. Применение инноваций в педагогической деятельности.
  4. Данные о профессиональной деятельности работника ДОУ: состав группы воспитанников, позитивная динамика в их развитии, формировании их личностных качеств, результаты различных мероприятий и другие показатели.
  5. Применение знаний психологии в процессе профессиональной деятельности: приемы и методы.
  6. Положительные отзывы о педагогической деятельности заявителя со стороны родителей воспитанников дошкольного учреждения. Эти данные могут проверяться комиссией.
  7. Информация о проведении мероприятий, направленных на сохранение здоровья воспитуемых и профилактику здорового образа жизни.
  8. Информация об обучении воспитателя, курсах повышения квалификации, участии в конкурсах и т. д.
  9. Коммуникации воспитателя, его публикации по воспитанию и обучению детей и других материалов, связанных с его профессиональной деятельностью.
  10. Навыки работы с документацией и другие умения, необходимые на занимаемой должности.
  11. Перспективы личностного и профессионального развития заявителя: планы на обучение и т. д.
  12. Дата и личная подпись заявителя.

На заполненном документе ставится печать образовательного учреждения, в котором работает заявитель в настоящее время, и подпись руководителя.

Эта справка — своего рода самоанализ воспитателя ДОУ на 1 категорию на аттестацию 2019 по ФГОС, и она показывает достижения работника и его планы по профессиональному совершенствованию.

Образец аналитической справки воспитателя для аттестации

Процедура аттестации

Обязательная

Проверка на профессиональную пригодность воспитателей дошкольных учреждений проводится каждые пять лет. Исключения составляют лица, имеющие отвод от прохождения испытания по уважительным причинам. К ним относятся:

  • беременные. Для них испытание проводится не ранее чем через два года после выхода воспитателя из декретного отпуска на работу;
  • сотрудники, имеющие стаж работы менее 2 лет;
  • сотрудники, проведшие более 4 месяцев на непрерывном больничном. Прохождение испытания для них рекомендовано по истечению 12 месяцев после их возвращения на рабочее место.

Процедура проверки знаний состоит из нескольких этапов:

  1. Формирование аттестационной комиссии.
  2. Подготовка списка аттестуемых и составление графика проведения проверки.
  3. Формирование представления для каждого испытуемого.
  4. Сама процедура.
  5. Выведение оценки и оформление результатов.

Если в предыдущие годы педагогический стаж 20 лет и более являлся гарантом пожизненного сохранения второй категории, сегодня этого послабления нет. Для подтверждения квалификации также необходима аттестация воспитателей.

В настоящее время Министерство образования РФ разрабатывает новые критерии оценки профессионального соответствия педагогических работников:

  1. При успешном прохождении аттестации комиссия дает заключение о соответствии занимаемой должности.
  2. Если проверка была пройдена неуспешно, комиссия выносит решение о несоответствии занимаемой должности.

Согласно данному решению, может быть расторгнут трудовой договор с педагогом на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ . Однако вердикт о несоответствии занимаемой должности не требует обязательного увольнения педагога. Работодатель может отправить сотрудника, не прошедшего аттестацию, на курсы повышения квалификации, чтобы после их окончания он мог повторно ее пройти.

Но педагога нельзя уволить, если существует возможность его перевода с его письменного согласия на другую, нижестоящую, должность или нижеоплачиваемую работу. Также нельзя уволить педагогического работника, если он попадает в перечень лиц, указанных в ст. 261 ТК РФ .

Добровольная

Любой воспитатель может пройти испытание для повышения своего уровня и самостоятельно отправить заявку.

Этапы добровольной проверки включают в себя:

  1. Проверка поданного заявления.
  2. Назначение срока прохождения испытания. Срок проверки не может превышать 60 дней с момента начала проведения до момента принятия решения.
  3. Письменное уведомление заявителя о времени и месте проведения проверки. Уведомление направляется в срок до 30 дней.
  4. Оценка испытуемого.
  5. Оформление результатов проверки.

Срок действия категории составляет 5 лет. Отправлять запрос на проверку профессиональных знаний можно по истечении 2 лет после получения предыдущего уровня. Если кандидату было отказано в проведении аттестации, повторный запрос можно отправить не ранее чем через год после отказа.

Если педагогический работник успешно проходит аттестацию, то комиссия выносит решение о соответствии педагога требованиям, которые предъявляются к первой (высшей) категории. Присвоение квалификации происходит в тот же день, и зарплата по новому тарифу выплачивается со дня присвоения квалификации. Производится запись в трудовой книжке о соответствующей категории без упоминания преподаваемого предмета.

Если педагог не смог пройти аттестацию, комиссия выносит решение о несоответствии требованиям. Кто сдавал на первую категорию, остаются без категории и обязаны пройти проверку на соответствие занимаемой должности.

Если же педагог сдавал на высшую категорию, то в случае неудачи у него остается первая до окончания срока ее действия. После окончания срока необходимо будет либо подтвердить первую категорию, либо аттестоваться на высшую.

Решение аттестационной комиссии может быть обжаловано согласно «Порядку аттестации педагогических работников». Заявление об обжаловании можно подать в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования либо в суд. Заявление в суд необходимо подавать до истечения 3 месяцев со дня, когда работник узнал о нарушении своего права.