Ламинат

Холодный и теплый колорит: цветочные композиции. Цветовая композиция

Изобразительное искусство Класс 3

Урок № 5 Дата

Тема: Теплая цветовая гамма. Живописная осенняя композиция.

Мета: 1. Продолжить изучение цветовой палитры, расширять знания о теплой

цветовой гамме на основе ассоциаций, дать их общую характеристику. Продолжить знакомство с красками и цветовыми сочетаниями осенней палитры, учить замечать в окружающем мире и совершенствовать умение в их переносе на свои работы, учить развивать в рисунке образную тему.

2. Развивать цветовые ощущения, творческое воображение, абстрактное мышление, способности по использованию теплой цветовой гаммы как средства создания осенних образов. Вести работу по накоплению словарного запаса.

3. Воспитывать любовь к родной природе, эстетическое восприятие окружающего мира через мир окружающих объектов, в частности через природные формы осени.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Визуальный ряд: мультимедийная презентация – слайды с осенними пейзажами Исаака Левитана «Золотая осень», Болотова Александра «Осенний пейзаж», Зеленского Леонида «Обняла природу осень»;

подготовительные рисунки композиции;

образцы детских работ из методического фонда;

Слуховой рядок: отрывок стихотворения И. Бунина «Листопад»,

пьеса П.И. Чайковского «Осенняя песня. Октябрь»

Материалы: гуашь, палитры, кисти, простой карандаш, альбомы, баночки, тряпочки.

Тип уроку: комбинированный

Методы: беседа, театрализация, наглядно-визуальный, наглядно-слуховой, раздумий об изобразительном искусстве, создания композиции, анализ и сравнение, практическая робота.

ХОД УРОКА:

1.Организация класса /Дети заходят в класс, звучит музыка, которая настраивает их на урок/.

Подготовка материалов и принадлежностей,

Приветствие.

2.Актуализация опорных знаний .

Слово учителя . За окном прекрасное время года - осень. То время года, которое на протяжении многих веков вдохновляет всех творческих людей. Художники пишут картины, композиторы - музыку, поэты создают поэтические образы. Такие чудесные, как в стихотворении И. Бунина «Листопад» и пьесе П.И. Чайковского «Осенняя песня. Октябрь»

/Начинает звучать музыка/. Ребята, закройте глаза, попробуйте представить, какие образы создал при помощи музыки композитор.

/После определенной музыкальной фразы учитель начинает читать под музыку стихотворение/

Лес, словно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки ёлочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.





Рассмотрите эти пейзажи. Попробуйте ощутить тишину и покой, который расстилается по земле, молчаливое ожидание деревьями, надевшими самый праздничный наряд, своего последнего бала, а потом длинный зимний сон…

Физкультминутка:

Дует ветер нам в лицо, (движение руками к себе)

Зашаталось деревцо. (движения прямыми руками вверх – вправо – в лево)

Ветерок все тише, тише, (приседания ниже, ниже)

Деревцо все выше, выше. (выпрыгивают вверх, выбрасывают вверх руки)

3.Объявление темы урока

Создание живописной композиции по осенним мотивам.

4.Мотивация учебной деятельности .

/Элемент театрализации при помощи кукол-перчаток/

Слово учителя. У нас на уроке гости – две чудесные подружки - Лисичка Алиска и кошечка Мурка.

Здравствуйте, ребята. –/ Говорит лисичка/.

Добрый вам день, мур-р-р… - /Приветствует всех кошечка/.

Сейчас в лесу очень красиво. Всю природу разрисовала мастерица Осень, разукрасила в яркие цвета. И на самой красивой полянке находится моя норка. – /Хвастается лисичка/.

Жаль, что я не видела твоего красивого осеннего леса. Я все время лежу на окошке и греюсь в лучах солнышка. Мур-р-р… Но я, конечно, очень хотела бы увидеть красивый лес, о котором ты мне рассказываешь, подружка. /Грустно отвечает кошечка/

Так давайте попросим деток 3-го класса нарисовать нам красивые осенние пейзажи. /Лисичка/

У

читель обращается к детям
: Ребята, поможем лисичке Алиске показать подружке красоту ее леса. Нарисуем ей картины осенней природы.



5. Работа над темой урока и практическая работа учащихся

Слово учителя.

Пейзаж – картина с изображением природы. Художники, которые пишут пейзажи, называются пейзажистами.

Подумайте, какие цвета используют художники для передачи осенней красоты, для создания осенних образов?

Основными цветами осени являются красный, желтый, оранжевый, жёлто-зеленый. Это теплая цветовая палитра. Теплыми цветами, как вы помните, называют цвета, которые ассоциируются с теплом, огнем, солнцем и т.п. Но цветовая палитра осени не ограничена только названными красками, большое значение имеют их сочетания. Так, для изображения осенней природы, важное значение приобретают желто-горячий, лимонно-желтый, тёмно-зеленый, сине-зеленый, изумрудный, бордовый, малиновый, красно-фиолетовый, небесно-голубой, лиловый, коричневый и другие цвета.

Этапы выполнения работы:

1). Любое художественное произведение начинается с замысла. Рассмотрите подготовительные рисунки композиций и образцы детских работ (они помогут вам создать композиции).

2). Организовываем пространство. Простым карандашом намечаем основу композиции (землю от неба отделяем условной линией, которая называется линией горизонта ).

3). Откройте коробочки со своими красками. Рассмотрите их. Подумайте, какие цвета вы будете использовать в своей работе, откройте баночки (набирайте краски и выкладывайте их на палитру, качество гуашевой краски должно соответствовать густоте сметаны).

4). На палитре создайте дополнительные цветовые соотношения, смешивая между собой краски теплой цветовой палитры.

5). Пропишите большие пятна пейзажа. Небо – голубое, облака белые, солнышко может менять цвет неба и облаков, создавая интересные цветовые сочетания. Затем начните работу над полями, лугами. Вспомните, какого цвета сухая осенняя трава, какого цвета земля, покрытая опавшими осенними листьями. Набирайте на кисточку нужную краску, создавайте необходимые соотношения. Пишите горизонтальными мазками, сочной кистью.

6). Поменяйте кисть на меньший номер и пропишите стволы деревьев, кустарников, коряги и т.д. Помните, что большие по размеру деревья впереди композиции должны перекрывать деревья на втором плане, меньшие по размеру и по яркости. Этим приёмом на плоском листе создаётся глубина пространства. /Дайте работе просохнуть/

Физкультминутка

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх и вправо, вверх - влево.)

Вправо, влево повернем,

Вместе скатимся все вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

7). Теперь начните работу над золотыми и багряными кронами деревьев, для их изображения, кладите мазки группами. Помня, что на солнце и в тени листва будет различная по цвету. Не забудьте, что в лесу встречаются ёлочки, они не меняют свой цвет, и будут являться в наших пейзажах освежающими зелеными пятнышками.

8). Пропишите тени от природных форм. Но тени – это не черные пятна, которые смотрятся оторванными от цветового строя композиции. Тени напишите тем же цветом, на который кладете тень, но на тон темнее, приглушив небольшим количеством синей краски.

9). Возьмите свои работы в руки, рассмотрите их. Если есть желание что-либо подправить, сделайте это.

/Ребята выполняют работу, учитель проходит по классу, оказывает помощь, проводит, при необходимости, индивидуальный инструктаж/.

6 . Итоги урок а

Демонстрация работ, создание мини выставки.

Рефлексия:

Чему был посвящен урок?

На что обратили более пристальное внимание?

Что нового узнали?

Что создали своими руками?

Как вы думаете, ребята, понравятся ли написанные нами осенние пейзажи кошечке Мурке? /Мурка мурлычет, что работы очень красивые, и она украсит нашими картинами стены своего домика/.

Литература:

1.Ростовцев Н.Н., Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Изд. П-е доп. И перераб. – М.: Просвещение, 1980.

2. Шорохов Е.В., Композиция. Учебник для студ. худ.- граф. фак. пед. ин-тов. – М.; Просвещение, 1986.

3. Осень: Хрестоматия для внеклассного чтения /Сост. Г.Ю. Рогинская. – Харьков: Ранок-НТ, 2002. – 128 с.

В профессиональной фотографии свет и цвет в композиции являются проблемой сложной, многогранной и требующей творческого подхода. Недаром в античной мифологии грации - божества женской красоты - носили имена Радость, Цвет, Блеск.

Цвет бывает теплым (красный, оранжевый, желтый) и холодным (зеленый, синий, пурпурный). Приятное для глаз гармоничное изображение может включать цвета только одной из этих групп. Этот прием часто используется в кинематографе.

Жизнеутверждающие фильмы сделаны в ярких, теплых тонах; фильмы-ужасы - в холодных, сине-серо-голубых. Соединение холодного цвета с теплым образует цветовой контраст, который сразу бросается в глаза.

Эксперименты, проводимые психологами, показывают, что теплые цвета оказывают стимулирующее действие: повышается кровяное давление, учащается дыхание и сердцебиение. Холодные действуют наоборот. Теплые цвета близки по спектру к желтому (цвет огня, солнца), холодные близки к синему спектру (цвет прохлады, ночного холода, утреннего тумана перед восходом). Они вызывают у нас вполне конкретные эмоции. Зрелые люди чаще предпочитают более спокойные цвета, такие как серый, коричневый, синий. А молодежь в силу своего возраста и восприятия мира обычно выбирает яркие, смелые цвета.

Ученые также определили воздействие на человека цветового контраста (черный - белый, красный - зеленый, синий - оранжевый, желтый - фиолетовый) на физиологическом уровне. Под воздействием темных цветов - черного, красного, синего - зрительный пурпур (вещество, содержащееся в сетчатке глаза) восстанавливает свой цвет, а под воздействием противоположных цветов - утрачивает. То есть влияние цвета на человека настолько сильно и обусловлено природой, что конкретные цвета действуют даже на дальтоников так же, как и на остальных людей.

Интересное наблюдение: как-то летом приехала электричка, в которой среди темно-зеленых вагонов в середине состава было два серо-голубых, то есть окрашенных в очень холодные цвета. И если остальные вагоны были заполнены почти до отказа, то эти два оказались полупустыми!

Фотографы знают, что теплые тона на снимках зрительно словно выступают наружу, делая предметы вогнутыми. Это можно использовать при выборе одежды в зависимости от комплекции тела модели.

Сочетание цветов

К гармоничным сочетаниям цветов относят следующие:

  • С черным - белый, красный, зеленый, оранжевый;
  • С синим - белый, серый, голубой, сиреневый;
  • С электрик - серый, белый;
  • С голубым - белый, синий, электрик, черный;
  • С коричневым - белый, бежевый, кремовый;
  • С желтым - коричневый, зеленый;
  • Также все полутона одного цвета.

Гармоничные сочетания родственных цветов можно получить, комбинируя цвета, расположенные между основными и ближайшими к ним производными цветами: желтый - зеленый, желтый - оранжевый, синий - зеленый, синий - фиолетовый, красный - оранжевый, красный - фиолетовый.

Если основной цвет поставить рядом с дополнительным, то получится цветовой контраст. Например, истекающий сахарным соком переспевший арбуз, или апельсины, купающиеся в синем море… На снимке контраст оживляет изображение, волнует восприятие, а гармония, то есть использование только основных либо дополнительных цветов, успокаивает, настраивает на лирический лад.

Сильноконтрастные сочетания цветов составляют:

  • С красным - белый;
  • С оранжевым - черный;
  • С зеленым - белый.

Более насыщенный цвет усиливает контраст.

Если вы хотите, чтобы на вас обратили внимание, появитесь в обществе в одежде цвета, контрастного модным оттенкам данного сезона.

В настоящее время немаловажную роль в формировании целостной композиции играют холодные и теплые цвета. Такое разделение растолковать на физическом уровне достаточно сложно, так как это в первую очередь диктуется подсознательным уровнем. С детства все свыклись с мыслью, что огонь, солнце, тлеющий уголь и другие источники тепла располагают красно-желтыми оттенками, а вода и небо ассоциируются с сине-голубыми и сине-зелеными гаммами. Это фиксируется в подсознании людей, диктуя определенное Подобное разграничение широко используется в целях создания косметического эффекта.

Если предполагается поэкспериментировать с внешним образом, то в любом случае придется выбирать холодные либо теплые цвета волос. Однако сначала нужно определиться с собственным типом внешности. Благодаря этому удастся подобрать оптимальный оттенок и избежать неприятностей, связанных с новым образом. Оценка осуществляется в зависимости от природных критериев. Необходимо отойти от привычной чтобы в итоге не вышло грубых ошибок. Изначально считается, что теплый цвет прекрасно подходит людям, имеющим карие, зеленые или ореховые глаза. Что касается холодных оттенков, то они неплохо сочетаются с серыми, голубыми и

Точнее подобрать цветовую гамму можно, если определить свой тип. Всего существует четыре варианта: весна, осень, лето и зима. К весеннему типажу относятся девушки, обладающие светлыми глазами и волосами, а также имеющие золотистый или кожи. Им разрешается выбирать практически любые теплые цвета. Единственное условие заключается в том, чтобы избегать так как в этом случае лицо будет казаться слишком бледным. Не рекомендуется также окрашивать волосы в темные коричневые тона. Тогда образ будет лишен нежности, кроме того, это сделает женщину визуально гораздо старше.

Летний тип предполагает наличие серых или синих глаз у девушки, а также холодный оттенок кожи, который после загара становится персиковым. При таком варианте желательно не использовать теплые цвета, ведь они способны добавить лишней красноты. Лучше всего сделать выбор в пользу пепельных оттенков. Также можно попробовать каштановые тона.

Шатенки и брюнетки, относящиеся к осеннему типу, могут обладать светлыми или темными глазами. Их кожа имеет яркий и насыщенный оттенок, благодаря чему вполне допускается использование каштановых, черных и шоколадных тонов. Добавить шика помогут темно-русые или медно-рыжие волосы. Таким девушкам не рекомендуется становиться блондинками.

Обладательницы зимнего типа ни в коем случае не должны окрашивать волосы в теплые цвета, так как фарфоровый тон кожи способны подчеркнуть лишь яркие холодные оттенки. Цвет глаз таких девушек варьирует в диапазоне от синих к черным. может быть либо очень светлым, либо темным. Великолепно смотрятся у женщин с таким иссиня-черные волосы. Также им очень подходит пепельно-русый цвет.


Каждый художник, дизайнер интерьеров, модельер одежды или, к примеру, фуд-дизайнер, прежде чем начать творить свои шедевры, задумывается над тем, какое настроение, цветовой колорит выбрать для своей работы. Ни для кого не секрет, какое влияние цвет оказывает на человека. У каждого из нас есть свои предпочтения в том, что касается цветовой палитры очень многих вещей, что нас окружают, которыми мы пользуемся ежедневно.




Картинки с интерьерами проанализированы с точки зрения доминирующего колорита. Внизу каждой нарисована шкала с определенной цветовой температурой. Это сделано специально, чтобы наглядно показать, чем отличаются друг от друга холодная и теплая цветовые палитры, какое настроение они несут.


Задачей сегодняшнего мастер-класса будет создание цветочных декоративных композиций в теплом и холодном колорите, которые потом можно подарить к празднику 8 марта тем, кого вы любите. Сначала нужно сделать фон в теплой и холодной цветовой гамме. Из материалов понадобится акварельная бумага, акварель, салфетка, кисти, немного позже пригодятся черный маркер с тонким стержнем и черная гелевая ручка.


Влажной салфеткой нужно смочить бумагу.


Затем произвольно распустить краски теплых оттенков, потому что сейчас будет приготовлена заготовка в теплом колорите. Стол, чтобы не испачкать, лучше застелить клеенкой или газетой.


Если лист бумаги поворачивать в разные стороны, цвета живописно перетекут из одного в другой, в результате появятся новые оттенки.


В итоге получается примерно такой фон.


Те же самые манипуляции необходимо выполнить для рисунка в холодном колорите.






Для того, чтобы добавить сложности и живописности, пока краски на бумаге окончательно не высохли, лист еще влажный, можно побрызгать сверху водой. Появятся дополнительные пятнышки, вкрапления.


Нужно дать бумаге хорошенько просохнуть. Если в результате этого процесса она выгнулась, ее следует прогладить утюгом через чистый лист, для того чтобы выпрямить.




Наконец-то все готово для следующего этапа работы.


Цветочная композиция рисуется произвольно. Если присутствует некоторая доля неуверенности, можно на черновиках пофантазировать, делая быстрые эскизы. Затем можно сделать предварительный рисунок простым карандашом, а можно сразу рисовать маркером.