Ламинат

Теплые и холодные цвета и их свойства. Упражнение с цветом. Свойства холодных цветов

Уроки рисования пошагово

Зная о свойствах теплых и холодных цветов, художник может на полотне по своему желанию передавать настроение.

Температура цвета на полотне
Теплые цвета (красный, оранжевый, жёлтый) приятны нашему глазу, написанные этими красками предметы кажутся слегка выступающими. Холодные цвета (синий, зеленый, фиолетовый) обладают противоположными свойствами. Они гораздо спокойнее по настроению и помогают создать на полотне иллюзию уходящею вглубь пространства. Художники, для которых характерно использование яркого колорита, например, Ван Гог, Гоген, для возбуждения зрительских эмоций очень часто использовали в своей палитре поистине горячие цвета.

Большую роль в «поддержании температуры» на холсте играют также дополнительные цвета.
Художники-импрессионисты всегда окружали предмет, написанный в теплых тонах, холодными тенями дополнительного цвета (к примеру, желтый лимон - фиолетовая тень).

Этот эффект особенно хорошо заметен на сером, нейтральном фоне, поскольку теплый и холодный фон непременно будут влиять на цветовую палитру композиции.

О повседневной жизни мы часто обращаемся к тому или иному цвету, причем не только в тех случаях, когда нужно выбрать обои для комнаты. В Америке, к примеру, грустного человека называют «blue» - то есть «синий» (отсюда и название печальной негритянской песни - «блюз»).

Радостное настроение французы называют «розовым». Таким образом, цвет может отражать наши с вами чувства.

Простые эксперименты со свойствами цвета
Почему бы нам немного не поэкспериментировать? Возьмите несколько разноцветных листов бумаги формата А4 (чем ярче будут цвета, тем лучше). Добавьте один лист серой (но не слишком темной) бумаги. Разложите все листы на хорошо освещенном месте (лучше всего перед окном), возьмите ярко окрашенный фрукт или овощ и перекладывайте его с листа на лист.

Обратите внимание на то, как меняется цвет на той стороне плода, которая находится в тени, и как меняется отбрасываемая им тень, причем не только по тону, но и по температуре.
Вы также заметите, что в некоторых случаях цвет бумаги отражается на сам предмет, то есть на его теневую часть, влияет на его естественный цвет. Попробуйте зарисовать наиболее интересные варианты. Благодаря этому простому опыту вы поймете природу цвета.

Упражнение с цветом

Начертите на листе бумаги формата А2 четыре вертикальные колонки, разбейте их на квадраты размером приблизительно 8×8 см, по пять или шесть квадратов в каждой колонке. Начертите в середине каждого квадрата еще один, маленький квадрат размером приблизительно 3×3 см. Закрасьте все маленькие квадраты одним и тем же оттенком серого, как показано на картинке.

В первой колонке большие квадраты окрасьте в красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый цвета, как показано справа. Теперь посмотрите на серые квадраты, расположенные внутри этих разноцветных квадратов.

Обратите внимание, как «изменилась температура» этого серого цвета в зависимости от окружающего цвета.
Повторите упражнение в следующей колонке, но на этот раз начните с красного квадрата в середине колонки. Продолжайте окрашивать большие квадраты, перемещаясь вверх к оранжевому цвету (постепенно добавляя желтый), а вниз - к фиолетовому (постепенно добавляя синий).

В третьей колонке возьмите один любой цвет, по мере продвижения вверх добавляйте к нему белила и черную краску - по мере продвижения вниз. Внимательно посмотрите, как влияют оттенки цветов на серый цвет центральных квадратиков.

В последней колонке используйте оттенки коричневого цвета, добавляя желтый цвет по мере продвижения вверх и синий - по мере продвижения вниз. Сохраните этот лист, он будет служить вам справочной таблицей в дальнейшей работе.

Цвета-хамелеоны
Способность цвета изменяться в зависимости от окружающих цветов нагляднее всего видно на нейтральном фоне - сером, белом или коричневом (сюда можно было бы включить и черный, но на самом деле это не цвет, а отсутствие какого-либо цвета).

Если вы встанете перед окном и посмотрите на солнце, вы потом обнаружите, что белая краска на окопной раме выглядит не белой, а серой, более темной по отношению к цвету неба.

Но присмотритесь внимательнее: во время красного заката этот серый цвет станет холоднее, вы заметите в нем зеленоватый оттенок, а на рассвете этот же серый цвет приобретет лиловый оттенок.

Естественно, у начинающего художника возникает вопрос: как же правильно смешивать цвета?
Этот вопрос очень поскольку каждый нанесенный на холст или бумагу цвет будет влиять на цвета, окружающие его.

Цель урока: дать представление о взаимоотношениях между теплыми и холодными тонами.

План урока:

1. Что такое цвет.

2. Свойства холодных цветов.

3. Свойства теплых цветов.

4. Свойства смешанных цветов.

5. Свойства нейтральных цветов.

Студент должен:

знать: свойства теплых и холодных цветов.

Ответы на вопросы плана урока:

1. Цвет - уникальная штука, способная управлять нашим настроением и внутренним состоянием. Цвет воздействует на физиологические процессы человека и на его психологическое состояние. Это также средство невербальной коммуникации. Цвет вызывает физическую и эмоциональную реакцию. Зная особенности каждого цвета, можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции и ассоциации. Именно поэтому, так важно уметь выбрать «свой» цвет в одежде, интерьере, а также в определенной ситуации. Ведь с помощью цвета возможно даже влиять на окружающих людей. Цвета делятся на: холодные, теплые, смешанные и нейтральные.

2. Холодные цвета оказывают успокаивающее и облагораживающее действие. К холодным цветам относятся: синий, голубой, зеленый, нейтральные белые цвета, серый и серебристый.

Свойства холодных цветов:

Значение голубого, синего цвета - сила, важность, умиротворенность, интеллект.

Значение зеленого цвета

3. Теплые цвета передают самые различные эмоции и состояния - от оптимизма до жестокости, твердости.

Тепло красного, желтого, розового или оранжевого цветов может вызвать возбуждение. К теплым цветам также иногда относят нейтральные оттенки черного и коричневый.

Свойства теплых цветов:

Значение красного цвета - любовь, страсть, тепло, радость, мощь.

Значение желтого цвета - эйфория, радость, оптимизм, память.

Значение розового цвета - сладость, удовольствие, игривость, романтика, утонченность.

4. Смешанные цвета получены смешением теплого и холодного цвета. Цвета, имеющие свойства как теплых, так и холодных цветов, могут как успокаивать, так и возбуждать.

Это цвета, полученные в результате соединения таких цветов, как синий и красный, или, синий и желтый. Хотя зеленый принято считать холодным цветом, он скорее относится именно к категории смешанных цветов.

Свойства смешанных цветов:

Значение фиолетового цвета - аристократизм, величественность, романтика, духовность.

Значение оранжевого цвета - энергия, перемены, здоровье.

Значение кремового цвета - роскошь, изящество, яркость, традиции.

Значение зеленого цвета - рост, здоровье, природа, гармония.

Значение бежевого цвета - консерватизм, спокойствие, элегантность.

5. Нейтральные цвета помогают привлечь внимание к другим, более насыщенным цветам, или служат для того, чтобы немного приглушить слишком яркие цвета.

Черный, коричневый, бежевый и золотой считаются в некоторой степени теплыми цветами, а белый, цвет слоновой кости, серебряный и серый - цветами холодными.

Значение нейтральных цветов более динамично и размыто, поэтому они универсальны.

Свойства нейтральных цветов:

Значение черного цвета - консерватизм, таинственность, утонченность.

Значение серого цвета - официоз, консерватизм, утонченность.

Значение серебристого цвета - тонкость, гламур, роскошь.

Значение белого цвета - чистота, невинность, мягкость, женственность.

Значение цвета слоновой кости - безмятежность, удовольствие, сдержанная элегантность.

Значение коричневого цвета - основательность, простота, дружелюбие.

Значение бежевого цвета - консерватизм, умиротворенность.

Вопросы для повторения:

1. Как цвет воздействует на человека?

2. Назовите свойства холодных цветов?

3. Назовите свойства теплых цветов?

4. Назовите свойства смешанных цветов?

5 . Назовитесвойства нейтральных цветов?

Литература:

1. Радлов Н. Э. Рисование с натуры/ Н.Э. Радлов. 2-е изд.-М.; Л.: Искусство, 1938. - 81 с.

2. Аксенов Ю., Левидов М. Цвет и линия: Практическое руководство по рисунку и живописи. М., 1986.

3. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты, Л.,1963.

ОСНОВНОЙ ЦВЕТ:
1. Светлый цвет удаляясь темнеет, темный - светлеет.
2. По насыщенности: цвет удаляясь - гаснет, слабеет.
3. По тепло-холодности: холодные цвета, удаляясь, будут теплеть, теплые - холодеть.

ТЕНЬ И СВЕТ:
1. Цвет тени представляет из себя локальный цвет + контрастный (красный - зеленый, оранжевый - синий, желтый - фиолетовый). Аналогично и для света, где базовый цвет берется немного светлее.
2. Если вы выбрали теплый свет, то тени будут холодными. Если свет холодный, то тени будут теплыми.
3. Теплый свет или тень, удаляясь, будет холодеть, холодный свет или тень - теплеть.
4. Цвет в тени по насыщенности "зажигается". Предметы становятся темнее, но не теряют свою насыщенность. На свету - цвет становится светлее.

ШТУРМ МОЗГА:
1. Самый темный полутон на свету светлее самого светлого полутона в тени.
2. Самый бесцветный полутон на свету "цветнее" самого цветного полутона в тени.
3. Самый теплый полутон на холодном свету холоднее самого холодного полутона в тени.
Расшифровываю: Самый темный полутон на свету всегда светлее, насыщеннее, холоднее чем самый светлый полутон в тени.

Противопоставление теплых и холодных оттенков:
Противопоставление теплых и холодных оттенков на свету и в тени является одним из важных качеств реалистической живописи. Теплыми называются все цветовые оттенки, которые приближаются к красным и желтым (ассоциируются с теплом, огнем). Холодные оттенки тяготеют к зеленым, синим, фиолетовым и связаны с ощущением холода. Любой цвет может быть и теплым и холодным, в зависимости от того, к чему ближе его оттенок: к красно-оранжевому или сине-зеленому цвету.
В природе часто бывает, что света (то, что освещено) холодные, а тени теплые, и наоборот. В комнате обращенные к окну стороны предметов всегда освещаются холодным светом. Теневые стороны приобретают более теплый оттенок, отраженный от стен и потолка. Под открытым небом предметы освещаются теплым солнечным светом, а тени отражают холодные оттенки синего неба.
Сопоставление и чередование теплых и холодных цветов имеет место и на ровно освещенных или затемненных поверхностях. Так, например, тени на снегу в зимний солнечный день кажутся синими по нескольким причинам: от рефлекса неба, от контрастного воздействия желто-оранжевого цвета снега, освещенного солнцем, и от контраста самого цвета освещения. Вот почему цвет любой поверхности нельзя понимать как только холодный или только теплый. Скорее всего здесь происходит борьба двух цветовых начал: теплого и холодного. Противопоставление теплых и холодных оттенков служит одним из условий создания гармонического колорита.

@ Однако не стоит забывать, что данный материал вы воспринимаете сейчас на электронном носителе, который искажает цвет, как было сказано выше.


Колористика: свойства цвета

Физические и оптические характеристики цветов определяют свойства цветов, которые в свою очередь определяют объективные реакции у зрителя. Например, разберем сначала «не цвета», то есть белый, черный и их смешение, то есть серый цвет.

Как было сказано выше, белый цвет отвечает за светлоту. Добавляя белый цвет в любой другой чистый цвет, мы осветляем и получаем ненасыщенный оттенок этого цвета. Белый – это не цвет, а свет, исходит сверху (с небес), имеет свойство облегчать форму. Черный цвет – это темнота, это самый глухой и плотный цвет, благодаря добавлению черного в любой другой чистый цвет получаем насыщенный оттенок цвета. Более того, благодаря природе черного цвета, форма, окрашенная в него, воспринимается как более тяжелая и плотная, даже грузная.

Здесь можно вспомнить о мифе , на который уповают считающие себя полными люди, – «черный стройнит». Но получается, что им известна не вся правда о черном. Итак, черный цвет стройнит только стройных , так как собирает форму, уплотняет ее, четко обозначает.

Есть другие приемы, основанные на знаниях о свойствах цветов. Серый цвет = белый + черный в различных соотношениях. Благодаря этой комбинации серый цвет является самым стабильным, то есть не облегчает форму и не утяжеляет ее. Возможно, поэтому иногда из-за этого свойства стабильности в позитивном смысле его воспринимают как скучный и консервативный (в негативе). Серый цвет «успокаивает» и приглушает цвет, к которому добавлен, снижает яркость цвета, что тоже может быть полезным свойством.

Разберемся теперь в теплых и холодных оттенках. Мы уже обозначили выше и проиллюстрировали на схеме, что наличие желтого пигмента придает оттенку теплоту, а наличие синего – холодность.

Теплый, или желтый, цвет имеет «чудесное» свойство, о котором важно знать в нашей практике: желтый цвет (а, следовательно, и теплые оттенки других цветов) имеет определенные физические характеристики (длину волны и частоту колебаний), которые наделяют цвет свойством распространяться вовне, лучиться. Поэтому объекты, окрашенные в желтый цвет или теплые оттенки, в первую очередь обращают на себя внимание и воспринимаются крупнее объектов, окрашенных в холодные (с синим пигментом) оттенки .




Обратите внимание на желтый и синий круги, какой из них вам кажется больше или ближе? Правильный ответ: желтый кажется ближе или больше. Это доказательство свойств желтого цвета.

Не задумывались ли вы, почему в некоторых городах такси окрашены в желтый цвет? Чтобы бросаться в глаза. Почему на встречи на высшем уровне в политических кругах участники не приходят в желтых или, например, оранжевых костюмах? Само собой разумеется, что обычно туда приходят мужчины в синих и серых костюмах, потому что так принято, а почему так принято? Потому что есть свойства цвета! Желтый (или оранжевый и другие теплые оттенки) слишком открыты (лучатся), дружелюбны, слишком несдержанны для деловой атмосферы.

Какие же цвета приняты «там» и почему? Несложно догадаться, что синий! Синий (а значит, и холодные оттенки, имеющие в себе синий пигмент) цвет благодаря физическим характеристикам имеет свойство распространяться внутрь объекта, отступать, и благодаря этому объект кажется расположенным на более далеком расстоянии (по сравнению с желтым или теплым) или меньшего размера. Таким образом, используя эти знания о свойствах цветов, мы можем заявить о том, что с помощью теплых оттенков можно увеличить объем объекта, а с помощью холодных – уменьшить.

Психология цвета

Наряду со свойствами цвета, цвет имеет и чувственно-нравственное воздействие, о чем упоминал Гете. Иными словами, цвета имеют психологическую и духовную выразительность, влияют на физиологическое состояние человека и вызывают определенные реакции психики.

Очень важно учитывать освещение при восприятии цвета, так как освещение и оттенок могут изменить картину зрительного восприятия, что в свою очередь влияет на психические процессы и состояния зрителя. Также учитывается и сочетание цветов, и сочетание цвета и формы. Существуют даже цветовые психологические тесты (см. тесты Люшера), с помощью которых можно определить отношение человека к себе в текущий момент, отношение к текущей жизненной ситуации, взаимоотношения с окружающими. Существуют и имидж-техники, которые тестируют клиента с точки зрения его психологического состояния и предлагают цвета, цветосочетания и формы, которые помогут решить психологические проблемы клиента («психологический» подход в имидж-консалтинге).

û Однако здесь таится опасность, что при психологическом тестировании в разные моменты жизни клиент может получить диаметрально противоположные рекомендации относительно цветов и прочего. Причем эти цвета сами по себе, возможно, и будут иметь целительный эффект, однако не факт, что наиболее выгодно подчеркнут внешность клиента.

Ниже приведем общепринятые положения о психологии восприятия цветов (из различных источников, например: Н. З. Алиева, «Физика цвета и психология зрительного восприятия»; Й. Иттен, «Искусство цвета»; Н. Г. Найденская, Е. В. Новокщенова, И. А. Трубецкова, «100% цвета» и др.):

Красный – «горячий» цвет, обозначает опасность, запрет, оказывает стимулирующее действие, сильный цвет, побуждает к активным действиям, свидетельствует о наличии уверенности или придает уверенности человеку, символизирует материальную силу и возможности, страстную физическую любовь, может стимулировать гнев и ярость. Этот цвет связывают с праздниками, весельем, спортом, властью и сексуальностью.

Желтый – самый светлый и «видный» цвет в спектре, уплотненный белый «свет», символ света, призывает к внимательности, предупреждает об опасности (например, желтый сигнал светофора). Символизирует ясное сознание, ум, правду и истинную мудрость. Ассоциируется с весельем, радостью, развлечениями.

Синий – успокаивающий, умиротворяющий, расслабляющий цвет. Пригоден для уединения, смирения, созерцания. Символизирует веру, духовное начало, способствует творчеству. Ассоциируется со сдержанностью, скромностью, доверием и мудростью.

Зеленый – безопасный, экологичный, естественный и природный, но неустойчивый, изменчивый (из физики: составной из синего и желтого!, оттенок зависит от соотношения красок), в зависимости от оттенка и освещения может выражать позитивную идею оптимизма, юности, плодородия, покоя и надежды либо негативную идею ленивой вялости, а в холодном варианте даже может создавать впечатление сильной холодной агрессивности.

Оранжевый – яркий, жизнерадостный, молодой, динамичный (=подвижный), этнический (т. е. присущ народной тематике). Ассоциируется с гордым самосознанием, даже где-то внешней пышностью, создает уют и теплую атмосферу.

Фиолетовый – самый темный цвет спектра, цвет бессознательного, имеет массу оттенков, которые определяют широкий диапазон выразительных возможностей от мрака и смерти через темное суеверие, отрешенность, одиночество и таинственность к духовному величию. Ассоциируется с царственностью, величием, роскошью, загадочностью консервативностью.

Белый – легкий цвет чистоты, свет. Ассоциируется с чистотой, невинностью, новизной, высоким качеством, но и печалью.

Черный – самый плотный, тяжелый, мрачный, угнетающий, тревожный, но в то же время может вызывать чувство утешения, защищенности, тишины и тайны.

Серый – нейтральный, может восприниматься как консервативный, скучный или как изысканный и утонченный.

@ В настоящем курсе мы не будем придерживаться подобных изменчивых теорий, а предпочтем оставаться на позициях эстетического или искусствоведческого подхода ко внешности персоны, не примешивая сюда психологию, так как это отдельная и не совсем относящаяся к внешности тема (хотя «психологический» подход полезно изучить в общеобразовательных целях). Вполне справедливо будет предложить увлеченному психологией цвета клиенту наслаждаться воздействием «милого его сердцу» или полезного для улучшения настроения цвета, не на своей одежде или аксессуаре, а на каком-либо предмете, который можно созерцать без ущерба для внешности, например, на чашке, тарелке, скатерти, шторах и прочих бытовых аксессуарах, а то и в интерьерах.

Настроение, жизненные ситуации могут меняться, а черты лица и природный колорит внешности человека даны единожды. Они должны быть первичны при формировании имиджа, гармонично сочетающегося с его внешностью, в чем и состоит суть эстетического или искусствоведческого подхода. Портрет должен быть достойно обрамлен, он первичен, а рама вторична и выбирается под стать портрету по принципу тождества или подобия.


Практика

Определяем оттенки

Для того, чтобы натренировать глаз и различать цвета, их оттенки и тона, необходима практическая работа с печатными (полиграфическими) источниками.

В качестве тренировки предлагаем вам следующие упражнения.

Упражнение № 1

Изучите и выучите наизусть таблицу «Список цветов (оттенков и тонов), необходимый и достаточный для изучения в рамках курса подготовки имиджмейкеров», представленную ниже, данная таблица представлена в готовых цветовых палитрах НИА «Гид по стилю». Научитесь определять цвет и его оттенки, правильно относить их к теплой или холодной гамме. Изучите «Энциклопедию оттенков «Style Guide» для закрепления материала.


Список цветов (оттенков и тонов), необходимый и достаточный для изучения в рамках курса подготовки имиджмейкеров:

Оттенки красных Теплые тона Сомо Красная смородина Персиковый Креветочный Фламинговый Алый мак Лососевый Коралловые оттенки Оранжевый Абрикосовый Красно-коричневый Оранжево-красный Тусклая медь Томатный Рябиновый Красное дерево Клубничный Оттенки синего Теплые тона Светло-бирюзовый Электрик Зеленовато-голубой Небесно-голубой Незабудковый Светлая лазурь Темная лазурь Тропический ливень Сине-зеленый Морская волна Бирюзовый Павлиний глаз Медный купорос Темно-бирюзовый Керосиновый Морская бездна Оттенки зеленого Теплые тона Липовый цвет Молодая листва Салатовый Молодая трава Желтовато-зеленый Фисташковый Лайм Гороховый Горчичный Травяной Бутылочное стекло Пожухлая трава Оливковое масло Табачный Болотный Цвет мха Зеленый горошек Оттенки желтого Теплые тона Цвет одуванчика Канареечный Кукурузный Медовый Золотистый Вареный желток Янтарный
Оттенки красных Холодные тона Фуксия Вишневый Цикламен Розовый клевер Прозрачно-розовый Пыльная роза Ягодный щербет Бордо Малиновый Неоново-розовый Рубиновый Едко-малиновый Багровый Бело-розово-сиреневый Маджента Гранатовый Божоле Неоново-красный Оттенки синего Холодные тона Серо-голубой Сапфировый Серебристо-голубой Хмурое утро Деним Прозрачно-голубой Синий Сумеречно-голубой Иней Кобальт Голубой Ярко-синий Индиго Ночная синева Льдисто-голубой Серо-синий Оттенки зеленого Холодные тона Молодая капуста Нефритовый Мятный (мята) Прозрачно-зеленый Пыльная зелень Голубая ель Ивовый Хвойный Серебристо-зеленый Голубовато-зеленый Малахитовый Изумрудный Сочная хвоя Бутылочный Черно-зеленый Оттенки желтого Холодные тона Лимонная мякоть Цвет мякоти ананаса Белое вино Шампань Лимонная корка Цыплячий Неоново-желтый

Список цветов (оттенков и тонов), необходимый и достаточный для изучения в рамках курса подготовки имиджмейкеров (продолжение ):

Оттенки сиреневого и фиолетового Теплые тона Лесной колокольчик Фиалковый Розово-сиреневый Вереск Баклажанный Свекольный Сливовый Красный виноград Лиловый Оттенки коричневого Теплые тона Охристый Луковый Кофе с молоком Молочный шоколад Латунь Бежевый Молочная карамель Песочный Верблюжий Палевый Ржаво-коричневый Корица Кофейный Кирпичный Песочно-бежевый Бурый Терракотовый Красно-коричневый Коньячный Оттенки серого Теплые тона Сливочный Мышиный Жемчужный Опаловый Лавровый лист Хаки Оливково-серый Темно-оливковый Болотно-серый Желтовато-серый Фисташково-серый Черный и белый Теплые тона Сливочный Кремовый Топленое молоко Черно-коричневый Ряженка
Оттенки сиреневого и фиолетового Холодные тона Аметист Цветок цикория Лаванда Серо-сиреневый Фиолетовый Ежевичный Прозрачно-лавандовый Черничный Сирень Оттенки коричневого Холодные тона Бежево-розовый/тапэ Пырей Землисто-коричневый Горький шоколад Коричневый Бежевый Какао порошок Какао с молоком Серо-коричневый Холодный беж Землисто-серый Мокрая земля Коричнево-лиловый Кора дуба Лен-сырец Оттенки серого Холодные тона Серовато-белый Графит Нейтрально-серый Пепельный Свинцово-серый Мокрый асфальт Антрацит Асфальт Серый Стальной Черный и белый Холодные тона Белый (имеет сероватый подтон) Холодный бежевый Цвет белой неокрашенной шерсти Графитовый Мрамор Чистые Голубовато-белый Глубокий черный Белоснежный

Упражнение № 2

Рассмотрите схему, аналогичную приведенной в лекционной части. Давайте проследим образование оттенков зеленого. В первую очередь вспомним, каким образом мы получаем зеленый цвет:

Зеленый цвет = 50% синий + 50%желтый

Таким образом, зеленый находится в нулевой точке на пересечении осей, справа желтый, слева – синий.


Далее смешиваем зеленый и желтый, получаем зелено-желтый оттенок, добавляем в зелено-желтый белого, получаем светлый оттенок, который можно обозначить как «гороховый», теплый, ненасыщенный. Если в зелено-желтый добавлять черный, то есть затемнять зелено-желтый, получаем теплый насыщенный оттенок, типа «болотный».

Теперь «пойдем в холодную сторону», т. е. от зеленого к синему, влево, но не очень «далеко». Добавим в зеленый немного синего (например, в стакан зеленой краски – две ложки синей краски), получим оттенок «нефритовый», далее будем осветлять нефритовый с помощью белого и получим «ивовый», холодный ненасыщенный. Вновь возьмем нефритовый за отправную точку и будем добавлять черный, получим черно-зеленый, холодный насыщенный оттенок.

Это упражнение вы можете проделать в вещественных красках (используйте, например, набор красок для рисования). Рекомендуем вам использовать гуашь или масляные краски (не акварель), так как они более густые. Важно использовать плотную бумагу и вспомогательную «палитру» или черновик, где вы сможете смешивать основные цвета, а затем добиться нужного оттенка и далее нанести его на схему. Желательно ограничиться использованием только цветов первого порядка (синий, красный, желтый) плюс ахроматический ряд (черный, белый). Остальных готовых красок не касайтесь, безусловно, это труднее, но позволит вам отработать тему цвета весьма эффективно.

Упражнение № 3

Получите путем смешения цветов первого порядка и ахроматического ряда в вещественных цветах, то есть в красках (гуашь, масляные) следующие пары оттенков (используйте плотную бумагу и несколько емкостей с водой или несколько кистей):

Рябиновый – вишневый.

Креветочный – серо-розовый.

Небесная лазурь – свинцовое небо.

Салатовый – мятная свежесть.

Болотный – малахитовый.

Молочный шоколад – горький шоколад.

Красный виноград – черника.

Яичный желток – лимонная корка.

Мышиный – графит.

Упражнение № 4

Работа с первоисточниками. Ознакомьтесь с работой Леса Савахата и Кики Элдридж «Гармония цвета: полный справочник: сборник упражнений по созданию цветовых комбинаций» (М.: ООО «Издательство Астрель», 2007). Авторы дают свои определения явлениям в цветовой гамме, предлагают готовые гармоничные цветовые комбинации. Проанализируйте работу, рассмотрите предложенные цветовые комбинации. Проследите различия внутри одной цветовой комбинации между основными цветовыми гаммами:

монохроматическая;

основная;

составная;

дополнительная;

дополнительная гамма с вкраплением;

третичная триада;

ахроматическая родственная;

дисгармоничная;

нейтральная.

Упражнение № 5

В том же источнике рассмотрите цветовые комбинации:

покорная;

магическая;

профессиональная

Выявите основной компонент (цвет), который определяет характер комбинации.