Ламинат

Теплые и холодные цвета в композиции. Урок изобразительного искусства "теплые и холодные цвета"

  • Глава 04. Субъективное отношение к цвету
  • Глава 05. Цветовое конструирование
  • Глава 06. Двенадцатичастный цветовой круг
  • Глава 07. Семь типов цветовых контрастов
  • Глава 08. Контраст по цвету
  • Глава 09. Контраст светлого и темного
  • Глава 10. Контраст холодного и теплого
  • Глава 11. Контраст дополнительных цветов
  • Глава 12. Симультанный контраст
  • Глава 13. Контраст по насыщенности
  • Глава 14. Контраст по площади цветовых пятен
  • Глава 15. Смешение цветов
  • Глава 16.
  • Глава 17. Цветовые созвучия
  • Глава 18. Форма и цвет
  • Глава 19. Пространственное воздействие цвета
  • Глава 20. Теория цветовых впечатлений
  • Глава 21. Теория цветовой выразительности
  • Глава 22. Композиция
  • Послесловие
  • Контраст холодного и теплого

    На первый взгляд может показаться странным отождествлять ощущение температуры со зрительным восприятием цвета. Однако опыты показали разницу в 3-4 градуса в субъективном ощущении тепла или холода в мастерских, окрашенных в сине-зеленый цвет, и мастерских, окрашенных в красно-оранжевый. В сине-зеленом помещении рабочие жаловались на холод при температуре 15е C, в то время как в красно-оранжевом помещении они начинали жаловаться на холод лишь при температуре 11-12° C. Научные исследования показали, что сине-зеленый цвет понижает импульс кровообращения, в то время как красно-оранжевый его стимулирует. Подобные же результаты были получены при опытах с животными. Конюшня беговых лошадей была разделена на две части, одна из которых была выкрашена в синий цвет, другая - в красно-оранжевый. В синем отсеке лошади быстро успокаивались после скачек, а в красном, наоборот, долго приходили в себя и не остывали. Кроме того, в синем отсеке не было мух, в то время как в красном их было множество. Оба опыта показывают особую значимость контраста теплого и холодного для цветовых решений. В больницах, где применяется цветовая терапия, свойства холодных и теплых цветов играют весьма важную роль.

    Возвращаясь к цветовому кругу, мы видим, что желтый цвет - самый светлый, а фиолетовый - самый темный. Это значит, что эти два цвета образуют самый сильный контраст света и темноты. Под прямым углом к оси «желтый - фиолетовый» расположены «красно-оранжевый» и «сине-зеленый», которые являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Красно-оранжевый, или сурик - самый теплейший, а сине-зеленый, или окись марганца - самый холодный цвет. Обычно желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть теплыми цветами, а желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый - холодными, но подобная классификация легко может ввести нас в заблуждение. Совершенно так же, как полярности белого и черного представляют собой самый светлый и самый темный цвет, а все серые тона только относительно светлы или темны в зависимости оттого, контрастируют ли они с более темными или светлыми тонами, так и сине-зеленый и красно-оранжевый как полярности холода и тепла всегда холодные и теплые, в то время как промежуточные цвета, расположенные между ними, могут быть холодными или теплыми только в зависимости оттого, контрастируют ли они с более теплыми или холодными цветами. Характер холодных и теплых цветов можно было бы представить в таких сопоставлениях:

    • холодный - теплый;
    • теневой - солнечный;
    • прозрачный - непрозрачный;
    • успокаивающий - возбуждающий;
    • жидкий - густой;
    • воздушный - земной;
    • далекий - близкий;
    • легкий - тяжелый;
    • влажный - сухой.

    Эти различные способы проявления контраста холода и тепла говорят о его огромных выразительных возможностях, позволяющих добиться большой живописности и особой музыкальности общей атмосферы произведения.

    В природе более удаленные предметы в силу отделяющего их от нас воздушного слоя всегда кажутся более холодными. Контраст холодного и теплого обладает также свойством влиять на ощущение приближенности и удаленности изображения. И это качество делает его важнейшим изобразительным средством в передаче перспективы и пластических ощущений.

    Если необходимо создать композицию, проработанную и строго выдержанную с точки зрения определенного контраста, то все остальные контрастные проявления должны стать второстепенными или вообще не использоваться.

    Контраст холодного и теплого в его полярном противопоставлении красно-оранжевого сине-зеленому демонстрирует рисунок 16, а рисунок 17 показывает тот же контраст, но с измененной площадью, занимаемой каждым цветом. На рисунках 18 и 19 один и тот же фиолетовый цвет, находясь на верхнем рисунке в окружении холодных соседних, имеет теплый оттенок, а в окружении теплых на нижнем рисунке - холодный.

    На рисунке 21 показаны переходы красно-оранжевого цвета от холодного к теплому, а на рисунке 22 даны те же изменения, но в пределах сине-зеленого цвета.

    В упражнениях с контрастом холодного и теплого полностью исключается контраст светлого и темного, и все цвета, входящие в композицию, должны быть одинаково светлыми или одинаково темными.

    Эти модуляции могут быть выполнены на любом тональном уровне, но наиболее благоприятное условие - это средняя светлота тонов.

    Изменения цветовых характеристик не должны идти дальше четырех соседствующих цветов двенадцатичастного цветового круга.

    Упражнение с красно-оранжевым цветом может быть применимо также и к оранжевому, желто-оранжевому, красному и красно-фиолетовому цвету. Упражнение с сине-зеленым цветом может быть применимо и к зеленому, желто-зеленому, синему и сине-фиолетовому цвету.

    Если мы хотим достичь полярного противопоставления холодного и теплого в их наивысшем проявлении, то должны строить хроматическую шкалу от сине-зеленого цвета через синий, сине-фиолетовый, красно-фиолетовый, красный до красно-оранжевого. Эта шкала, само собой разумеется, может состоять из большего или меньшего количества тональных ступеней. Хроматический ряд холодно-теплых цветов от желтого к красно-оранжевому может быть пригодным лишь в том случае, если все цвета будут равны светлоте желтого цвета, иначе придется иметь дело с контрастом светлого и темного.

    Эти модуляции достигают совершенной красоты только при отсутствии различий в светлоте и темноте использованных цветов.

    В то время как на рисунках 21 и 22 даются хроматические модуляции холодных и теплых цветов, композиция рисунка 20 показывает, как за счет контрастного сопоставления цветов удается добиться их максимального звучания.

    Контраст холодного и теплого можно считать самым «звучащим» среди других цветовых контрастов. Благодаря ему открывается возможность с помощью цвета передать высшую музыку небесных сфер. Грюневальд использовал этот контраст и для создания цветовой основы «Хора ангелов», и в колористическом решении двух других сцен Изенхеймского алтаря с изображением ангелов, окружающих на небесах Бога-отца, в композиции с Марией, и в сцене Воскресения Христа. Грюневальд обращался к этому контрасту тогда, когда хотел передать ощущение божественного начала.

    Аббат Шугер, освящая первый цветной витраж церкви Сан-Дени в Париже, обратился к пастве со словами о том, что «...материальный смысл назначения человека состоит в том, чтобы постичь высшую нематериальную сущность материи». И сверкающие иероглифы витражей предназначались для того, чтобы понять это. Их магическое сияние было настолько полным тайны, что верующие непосредственно ощущали проникновение потустороннего через сверкающие витражные окна. И восприятие витражей вызывало в них чувство причастности к высшей духовности.

    Витражи Шартрского собора, основанные на символическом сочетании теплого красного и холодного синего, дышат вместе с ритмом дыхания солнца. Благодаря подвижности освещения, постоянно меняющегося вместе с освещенностью неба и углом падения солнечных лучей, цвет витража в течение дня постоянно бывает разным. И благодаря этому прозрачная материя стекла обретает силу сияния драгоценных камней.

    Когда Моне перешел к пейзажной живописи, он перестал писать свои картины в мастерской и посвятил себя пленэру. Он интенсивно начал изучать зависимость состояния ландшафта от меняющихся цветовых отношений в различные времена года, дня и в разную погоду. Он стремился запечатлеть в своих картинах мерцание света в воздухе и испарениях горячей земли, световое преломление света в облаках и в поднимающемся тумане, многообразные рефлексы, идущие от спокойной глади воды и волн, игру света и тени в кронах деревьев. Он пронаблюдал, что локальные цвета предметов в зависимости от их освещенности или погруженности в тень и от рефлектирующих со всех сторон цветовых лучей приобретают пятнистость, которая основана прежде всего на варьировании теплых и холодных цветов, нежели просто светлых и темных. В пейзажах Моне наконец-то было преодолено традиционное для живописи использование только контраста светлого и темного, его место отныне занял контраст теплого и холодного.

    Импрессионисты открыли, что холодный синий цвет неба и воздуха постоянно контрастирует с теплыми оттенками солнечного света, выполняя роль теневых цветов. Очарование картин Моне, Писсарро и Ренуара заключается зачастую именно в необыкновенной игре модуляций холодных и теплых цветов.

    Примерами использования контраста холодного и теплого могут служить Витражи Шартрского собора (XII в.); «Хор ангелов» в Изенхеймском алтаре Маттиаса Грюневальда (1475-1528), Кольмар, Музей Унтерлинден; «Мулен де ля Галетт» Огюста Ренуара (1841-1919), Париж, Музей Орсэ; «Лондонский парламент в тумане» Клода Моне (1840-1926), Париж, Музей Орсэ; «Яблоки и апельсины» Поля Сезанна (1839-1906), Париж, Музей Орсэ.

    Спектральные цвета (часто располагают в виде цветового круга), холодные и теплые цвета ахроматические и хроматические, основные и составные, дополнительные цвета, контрастные и сближенные, насыщенные и слабонасыщенные.

    Контрастные цвета (дополнительные) – создающие контраст взаимодополнительных цветов, т.е. взаимно повышают насыщенность и яркость друг друга (например: красный- зеленый, фиолетовый- желтый). Так же есть такое определение понятию “Дополнительные цвета” – два цвета, дающие белый при оптическом смешении (красный и голубовато-зелёный, жёлтый и синий, фиолетовый и зеленовато-жёлтый, зелёный и пурпурный). При механическом смешении этих пар цветов получаются оттенки с пониженной насыщенностью. Такие цвета стоят друг против друга в цветовом круге и дают при смешении ахроматический цвет.

    «Теплые» цвета ассоциируются с солнцем, огнем, теплом (желтый, желто-зеленый, красный, оранжевый и пр.), «холодные» - напоминают о льде, воде, воздушной дали (синий, голубой, голубовато- зеленый и др.). Понятия «теплые» и «холодные» цвета носят условный характер, так как восприятия цветов одной и той же группы относительно. При соседстве тёплых и холодных цветов тёплые делают холодные цвета более холодными, а холодные делают тёплые цвета более тёплыми. Любой холодный цвет рядом с ещё более холодным цветом может казаться тёплым. Так же тёплый цвет рядом с ещё более тёплым может восприниматься сравнительно холодным.

    20. Как выделяется в живописи композиционный центр. Основные этапы компоновки при выполнении этюда с натуры.

    Композиционный центр.

    Главным в изображении смотрится то, что является наиболее активным (заметным) по тонально- цветовым контрастам и ритму. Остальное смотрится соответственно убывающей нагрузке – второстепенным, третьестепенным, дополнительным.. Главное в изображении обычно является носителем композиционного центра – визуально- психологической точки равновесия, точки тяготения или отправления композиционного строя, «очага» композиции. Центр может быть намеренно поддержан активным тонально- цветовым напряжением (акцентом) и нести специальную сюжетно-смысловую нагрузку. Поле основного внимания в пределах композиционного пространства может решаться по принципу свето-цветовой «вспышки», сила которой по мере отдаления от эпицентра композиции постепенно затухает. Напряжение контрастов (цветовых и тоновых) слабеет. Также поле основного внимания может строится по принципу «сжатия» или «сгустка» тона и цвета.

    Основные этапы компоновки при выполнении этюда с натуры.

    Размещение предметов на листе бумаги.

    Композиция рисунка с натуры зависит от точки зрения рисующего. Всякая работа над рисунком с натуры (натюрморта, пейзажа, головы или фигуры человека) начинается с выбора места наблюдения. В начале работы надо правильно разместить рисунок на бумаге и определить его размеры. Начинать рисунок следует с того, чтобы как можно быстрее очертить в самых общих линиях всю модель (натюрморт, голову, фигуру…), чтобы схватить её общие пропорции и хорошо расположить на плоскости бумаги. Когда сделан абрис, намечаем плоскостями главные массы, формы. Далее проверяем пропорции. Соблюдение пропорций, т.е. подчинение их единому избранному художником масштабу,- одна из основных задач рисующего.

    Привет. В своей книге «Искусство цвета» Иттен Иоханнес описал 7 цветовых контрастов, которые уже долгое время используют как основу для составления цветовых решений и костюма в том числе.

    Вот перечень этих контрастов.

    1. Контраст цветовых сопоставлений
    2. Контраст светлого и тёмного
    3. Контраст холодного и тёплого
    4. Контраст дополнительных цветов
    5. Симультанный контраст
    6. Контраст цветового насыщения
    7. Контраст цветового распространения.

    Здесь речь пойдет о третьем контрасте. Далее приведен конспект из книги «Искусство цвета».

    Контраст холодного и теплого

    На первый взгляд может показаться странным отожествлять ощущение температуры со зрительным восприятием цвета. Однако опыты показали разницу в 3…4 градуса в субъективном ощущении тепла или

    холода в мастерских, окрашенных в сине-зелёный цвет, и мастерских, окрашенных в красно-оранжевый. В сине-зелёном помещении рабочие жаловались на холод при температуре 15° C, в то время как в красно-оранжевом помещении они начинали жаловаться на холод лишь при температуре 11…12° C.
    Научные исследования показали, что сине-зелёный цвет понижает импульс кровообращения, в то время как красно-оранжевый его

    стимулирует. Подобные же результаты были получены при опытах с животными. Конюшня беговых лошадей была разделена на две части, одна из которых была выкрашена в синий цвет, другая - в красно-оранжевый. В синем отсеке лошади
    быстро успокаивались после скачек, а в красном, наоборот, долго приходили в себя и не остывали. Кроме того, в синем отсеке не было мух, в то время как в красном их было множество.
    Оба опыта показывают особую значимость контраста тёплого и холодного для цветовых решений. В больницах, где применяется цветовая терапия, свойства холодных и тёплых цветов играют весьма важную роль. Возвращаясь к цветовому кругу, мы видим, что жёлтый цвет - самый светлый, а фиолетовый - самый тёмный. Это значит, что эти два цвета образуют самый сильный контраст света и темноты. Под прямым углом к оси «жёлтый - фиолетовый» расположены «красно-

    оранжевый» и «сине-зелёный», которые являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Красно-оранжевый, или сурик - самый теплейший, а сине-зелёный, или окись марганца - самый холодный цвет. Обычно жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть тёплыми цветами, а жёлто-зелёный, зелёный, сине-зелёный, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый - холодными, но подобная классификация легко может ввести нас в заблуждение. Совершенно так же, как полярности белого и чёрного представляют собой самый светлый и самый тёмный цвет, а все серые тона только относительно светлые или тёмные в зависимости от того, контрастируют ли они с более тёмным или светлым тоном, так и сине-зеленый и красно-оранжевый как полярности холода и тепла всегда холодные и теплые, в то время как промежуточные цвета, расположенные между ними, могут быть холодными или теплыми только в зависимости от того, контрастируют ли они с более тёплыми или холодными тонами.

    Характер холодных и тёплых цветов можно было бы представить в таких сопоставлениях:

    • холодный - тёплый
    • теневой - солнечный
    • прозрачный - непрозрачный
    • успокаивающий - возбуждающий
    • жидкий - густой
    • воздушный - земной
    • далёкий - близкий
    • лёгкий - тяжёлый
    • влажный - сухой.

    Эти различные способы проявления контраста холода и тепла говорят о его огромных выразительных возможностях, позволяющих добиться большой живописности и особой музыкальности общей атмосферы произведения.

    В природе более удалённые предметы в силу отделяющего их от нас воздушного слоя всегда кажутся более холодными. Контраст холодного и тёплого обладает также свойством влиять на ощущение приближенности и удаленности изображения. И это качество делает его важнейшим изобразительным средством в передаче перспективы и пластических ощущений. Если необходимо создать композицию, проработанную и строго выдержанную с точки зрения определенного контраста, то все остальные контрастные проявления должны стать второстепенными или вообще не использоваться.


    Контраст холодного и тёплого в его полярном противопоставлении красно-оранжевого сине-зелёному демонстрирует рисунок 16,


    а рисунок 17 показывает тот же контраст, но с изменённой площадью, занимаемой каждым цветом.






    На рисунках 18 и 19 один и тот же фиолетовый цвет, находясь на верхнем рисунке в окружении холодных соседних, имеет тёплый оттенок, а в окружении теплых тонов на нижнем рисунке - холодный.


    На рисунке 21 показаны переходы красно-оранжевого цвета от холодного тона к тёплому, а на рисунке 22 даны те же изменения, но в пределах сине-зелёного цвета.


    В упражнениях с контрастом холодного и тёплого полностью исключается контраст светлого и тёмного, и все цвета, входящие в композицию, должны быть одинаково светлыми или одинаково тёмными. Эти модуляции могут быть выполнены на любом тональном уровне, но наиболее благоприятное условие -это средняя светлота тонов.

    Изменения цветовых характеристик не должны идти дальше четырёх соседствующих цветов двенадцатичастного цветового круга.

    Эти модуляции достигают совершенной красоты только при отсутствии различий в светлоте и темноте использованных цветов. В то время как на рисунках 21 и 22 даются хроматические модуляции холодных и тёплых тонов, композиция рисунка 20 показывает, как за счет контрастности холодных и тёплых тонов удается добиться их максимального звучания.

    Контраст холодного и тёплого можно считать самым «звучащим» среди других цветовых контрастов.


    Благодаря ему открывается возможность с помощью цвета передать высшую музыку небесных сфер. Грюневальд использовал этот контраст и для создания цветовой основы «Хора ангелов»,

    и в колористическом решении двух других сцен Изенхеймского алтаря с изображением ангелов, окружающих на небесах Бога-отца, в композиции с Марией, и в сцене Воскресения Христа. Грюневальд обращался к этому контрасту тогда, когда хотел передать ощущение божественного начала. Аббат Шугер, освящая первый цветной витраж церкви Сан-Дени в Париже, обратился к пастве со словами о том… «что материальный смысл назначения человека состоит в том, чтобы постичь высшую нематериальную сущность материи», И сверкающие иероглифы витражей предназначались для того, чтобы понять это. Их магическое сияние было настолько полным тайны, что верующие непосредственно ощущали проникновение потустороннего через сверкающие витражные окна. И восприятие витражей вызывало в них чувство причастности к высшей духовности.


    Витражи Шартрского собора, основанные на символическом сочетании тёплого красного и холодного синего, дышат вместе с ритмом дыхания солнца. Благодаря подвижности освещения, постоянно меняющегося вместе с освещённостью неба и углом падения солнечных лучей, цвет витража в течении дня постоянно бывает разным. И благодаря этому прозрачная материя стекла обретает силу сияния драгоценных камней. Когда Моне перешёл к пейзажной живописи, он перестал писать свои картины в мастерской и целиком ушёл в природу. Он интенсивно начал изучать зависимость состояния ландшафта от меняющихся цветовых отношений пейзажа в различные времена года, дня и в разную погоду.


    Клод Моне Лондонский парламент в тумане

    Он стремился запечатлеть в своих картинах мерцание света в воздухе и испарениях горячей земли, световое преломление света в облаках и в поднимающемся тумане, многообразные рефлексы, идущие от спокойной глади воды и волн, игру света и тени в кронах деревьев. Он пронаблюдал, что локальные цвета предметов в зависимости от их освещённости или погружённости в тень и от рефлектирующих со всех сторон цветовых лучей приобретают пятнистость, которая основана прежде всего на варьировании тёплых и холодных тонов, нежели просто светлых и тёмных. В пейзажах Моне наконец-то было преодолено традиционное для живописи использование только контраста светлого и тёмного, его место отныне занял контраст тёплого холодного.

    Импрессионисты открыли, что холодный синий цвет неба и воздуха постоянно контрастирует с тёплыми оттенками солнечного света, выполняя роль теневых цветов. Очарование картин Моне, Писсаро и Ренуаре заключается зачастую именно в необыкновенной игр? модуляций холодных и тёплых тонов.


    Поль Сезанн — Яблоки и апельсины

    А это платье мне очень понравилось

    ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА

    Цели: познакомить учащихся с отдельными произведениями живописи; дать понятие теплого и холодного цвета; учить составлять гармонии теплого и холодного цвета; ограниченной палитрой показывать вариативные возможности цвета; развивать навыки работы кистью; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

    Оборудование: слайды или репродукции картин К. Ф. Юона «Мартовское солнце», М. А. Врубеля «Демон поверженный», А. П. Рябушкина «Свадебный поезд в Москве», А. Е. Архипова «Девушка с кувшином», Р. Кента «Ноябрь в северной Гренландии», цветовой круг.

    Словарь: теплые и холодные цвета.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    1. П р и в е т с т в и е.

    2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и учащихся к уроку.

    3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я.

    Что здесь нарисовано?

    П р е д п о л а г а е м ы е о т в е т ы: стаканчик для воды, карандаш, коробка с красками.

    4. С м а ч и в а н и е к р а с о к.

    II. Сообщение темы урока.

    Учитель. Вы уже знаете, что цвет – одно из самых выразительных средств в живописи. Но у цвета много секретов. О том, что цвета могут быть основными и составными, вы узнали на прошлых уроках. А слышали ли вы о том, что цвет может быть теплым и холодным? Нет?

    Тогда я сейчас вам открою этот секрет.

    III. Сообщение теоретических сведений.

    Учитель. Посмотрим на уже знакомый вам цветовой круг. Цветовой круг можно разделить на две части так, чтобы в одну вошли красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый цвета, получившие название «теплых» потому, что ассоциируются с солнцем, огнем, а в другую – голубовато-зеленый, голубой, синий, фиолетовый, называемые «холодными», так как напоминают о льде, воде, воздушной дали.

    Понятия «теплые» и «холодные» цвета носят условный характер, так как восприятие цветов одной и той же группы относительно (сине-зеленый цвет, расположенный рядом с желто-зеленым, кажется холодным, а по сравнению с синим – теплым). Следовательно, любой теплый цвет по сравнению с еще более теплым может оказаться холодным и, наоборот, холодный цвет рядом с более холодным может быть теплым.

    Зачем нам нужно знать, какие цвета теплые, какие холодные? Оказывается, зная это свойство цвета, можно в рисунке передать ощущение тепла или прохлады. Посмотрите, например, на картину американского художника Р. Кента «Ноябрь в северной Гренландии». Холодные цвета здесь создают ощущение мороза при первом же взгляде на нее.

    Цветом мы также можем передать и настроение, потому что теплые цвета выглядят веселее и праздничнее.

    Чтобы какой-либо цвет стал более теплым, в него нужно добавить, например, немного желтого. А если нужно сделать более прохладный оттенок, то к этому цвету добавляют голубой или синий.

    IV. Беседа по произведениям живописи.

    Учитель. В мировой живописи большинство художников писали всей цветовой палитрой, включающей и теплые, и холодные цвета. Однако для творчества некоторых живописцев характерна определенная гамма – теплая или холодная. Так, например, если вспомнить творчество художников Рокуэлла Кента, Василия Ивановича Сурикова, то можно сказать, что они мастера холодного цвета, а вот Сильвестр Щедрин, Рембрандт писали свои произведения теплой цветовой палитрой. Сравним пейзаж Константина Федоровича Юона (1875–1958) «Мартовское солнце» с картиной Михаила Александровича Врубеля (1856–1910) «Демон поверженный».

    И в том и в другом произведении вы видите синие цвета. Но в пейзаже К. Ф. Юона пронзительная, какая-то звенящая синева неба, снег, покрытый коркой наста, как будто потеплел в лучах утреннего солнца. Посмотрите на длинные тени от деревьев, мальчишек на лошадях. Синий цвет и в этом случае теплеет от добавления в него розового, превращая его в сине-сиреневый.

    А вот М. А. Врубель, для того чтобы передать трагический образ мятущегося и, в конце концов, поверженного героя – Демона, использует холодные синие цвета. Для живописи этого художника вообще характерна напряженность цвета, не столько передающего реальные свойства предметов, сколько воплощающего чувства самого Врубеля. Поэтому здесь нет звучных сияющих пятен цвета, здесь все построено в темной напряженной красочной гамме только холодных синих и черных тонов, все желтые тона приглушены серым и зеленоватым, а красные даны лишь в самых холодных фиолетовых своих оттенках.

    Сравним красные цвета в произведениях Абрама Ефимовича Архипова «Девушка с кувшином» и Андрея Петровича Рябушкина «Свадебный поезд в Москве». Теплые красные тона в портрете А. Е. Архипова рассказывают нам об отношении художника к изображаемой героине. Можете ли вы сказать, как живописец относился к натурщице?

    Ученик. Глядя на портрет, мы можем сказать, что автор симпатизировал героине, восхищался ею. Возникает такое ощущение, будто она рядом с нами и мы с нею знакомы.

    Учитель. В отличие от этого произведения в картине «Свадебный поезд в Москве» А. П. Рябушкин использует более холодные красные цвета. Как в этом случае вы относитесь к персонажам?

    Ученик. Мы смотрим на картину и просто с интересом созерцаем описываемое событие и воспринимаем его как бы со стороны, как зрители.

    V. Актуализация знаний учащихся.

    1. Р е к о м е н д а ц и и.

    Учитель. Сегодня вы будете создавать рисунок на тему «Фантастический лес» ограниченной палитрой, то есть используя различные оттенки только одной краски зеленого цвета.

    Выбирая, в какой цветовой гамме вы будете работать – холодной или теплой, помните, что рисунок выполняется только в одной из них. Смешение теплой и холодной гаммы не допускается.

    Кроме того, надо помнить, что работать в теплой гамме не значит пользоваться только желтым цветом. В красочном пятне могут быть оттенки коричневых, охристых и других цветов.

    А какой у вас будет лес, зависит только от вашей фантазии. Для кого-то фантастический лес будет напоминать непроходимые джунгли, у кого-то в лесу будут расти невиданные деревья с небывалыми плодами, а кто-то, может быть, так нарисует обыкновенное, всем известное растение, что оно будет выглядеть фантастично, сказочно, нереально.

    2. Э т а п ы р а б о т ы н а д р и с у н к о м.

    Учитель. Но, что бы вы ни рисовали, порядок работы остается прежним. Художник начинает свою работу с того, что мысленно видит будущую картину целиком и с т р о и т к о м п о з и ц и ю на листе бумаги так, чтобы она была выразительной, выделяет главное и второстепенное в рисунке.

    Затем выполняется к а р а н д а ш н ы й н а б р о с о к, в котором тонкими линиями прорисовываются детали предметов, соразмеряются их пропорции.

    После этого на палитре п о д б и р а ю т с я о т т е н к и ц в е т а для каждой детали рисунка.

    И в конце работы кончиком тонкой кисти п р о р и с о в ы в а ю т с я м е л к и е д е т а л и рисунка.

    VI. Практическая работа.

    З а д а н и е: выполнить рисунок на тему «Фантастический лес» ограниченной палитрой (акварель, гуашь).